Примерное время чтения: 8 минут
58

Не сумасшествие ли? В Монголию - на скутере

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты - Томск 14/05/2008

Путешествие томича на "табуретке с колесиками"

Монголам не грозит "квартирный вопрос"

Все то же солнце, та же луна, та же степь, - только это уже Монголия. Сделал открытие, что монголы от тувинцев почти не отличаются, только монголы одеваются оригинальнее - мужчины ходят в халатах с цветастыми поясами, женщины тоже от них не отстают. Еще отличие: в Монголии на дороге нет мусора. В двух километрах, на российской территории есть, здесь почему-то нет. Только по одному этому понимаешь, что ты уже вне России.

Иногда встречаются бутылки из-под водки, да и те, наверное, оставили наши соотечественники. Впрочем, вот сцена. У дороги с понурой головой стоит лошадь, у ее ног лежит монгол в национальной одежде. Видимо, пьян, но поводья из рук не выпускает. Все же в наших народах есть общее. Когда русский упивается, его ноги не держат, пьяного же монгола - даже лошадь не способна удержать.

Постоянно встречаются огромные отары овец и коз. Какая несправедливость: в Монголии почти нет травы, зато море скота, в России море травы, но почти нет скота. Если не учитывать лошадей, то самый распространенный транспорт в Монголии - это мотоцикл. Причем в 90 случаях из 100 это наш красный "Иж" без коляски. Едут на нем обычно двое или трое монголов, если двое едут в сторону города, то пассажир сзади еще держит козу, переброшенную через седло. Все правильно, ведь когда мы идем в магазин, то берем с собой кошелек, а в степях Монголии кошельков нет, люди зарплат не получают, тут до сих пор действует натуробмен. Рынок - это центр городской жизни, здесь всегда кипит жизнь. Купить ничего не смог - кругом все те же китайские товары. Похоже, что монголы за последнюю тысячу лет ничего другого, кроме шерсти и мяса, производить не научились. Удивительно традиционная нация. Весь прочий мир, под давлением цивилизации и прогресса, стремительно вырождается и падает в тартарары, а монголы как жили в юртах, как пасли скот, так и пасут. Рубли обменял - курс очень удобный 1 рубль - 40 тугриков, 1 доллар - 1000 тугриков. Я думаю, что курс доллара здесь не меняется десятилетиями. Да и отчего ему меняться, если спрос на мясо и шерсть всегда стабилен. Это вам не нефть, которую чем больше добывают, тем она дороже.

Почему монголы по-прежнему живут в юртах? Вероятно, потому, что понимают пока живут в юрте, в их стране не будет "квартирного вопроса", и им не нужно, подобно нам, полжизни выплачивать кредит какому-то дяде за благоустроенный скворечник на 11-м этаже, чтобы по выходе на пенсию наконец стать его полноправным хозяином и мечтать о домике в деревне. Те немногие монгольские города, где квартирный вопрос все же существует, скорее недоразумение для этой страны, чем норма... Въехал в город Улангом - по российским понятиям типичный поселок, для Монголии город средней величины. Меня здесь почему-то воспринимают как клоуна. Хотел походить по магазинам, чтоб прикупить сувенир, но монголы не дают в магазин зайти. Как только оставляю скут, тут же вокруг него собирается толпа. А, учитывая то, что скут со всех сторон обвешан баулами и сумками, оставлять его без присмотра не решаюсь. Обнаружил буддийский дацан с ламами, которые запретили их фотографировать, аэропорт без единого самолета и единственную школу, которую узнал по надписи на стене. И хотя я не знаю по-монгольски ни слова, но эту надпись перевел сразу, да и любой русский бы ее перевел с закрытыми глазами, на школе было написано: ""Учиться, учиться и учиться". В. И. Ленин".

"Техника России - в числе первых"

...Останавливаю редкий транспорт и на языке жестов спрашиваю, где дорога на Алтай. На дороге стоял "уазик", вокруг которого прогуливались пассажиры. Вроде типичная картина, но не для русского - я насчитал 13 человек, включая шофера, и все они ехали в этом "уазике". В Монголии весь транспорт используют по максимуму, здесь невозможно себе представить автомобиль, едущий с одним водителем. Стал свидетелем еще одного сверхрационального использования российской техники: с перевала медленно спускался груженый "под не хочу" "ЗИЛ", тащивший за собой два прицепа, большой и поменьше. И все это было гружено пиленым деревом под завязку! Я так думаю, что если кто из автопроизводителей хочет узнать предельные возможности своей техники, то ее нужно просто отправить в Монголию на испытания. Россия может быть спокойна, ее продукция здесь в числе первых.

...Солнце давно село, когда я наконец взобрался на перевал. Ветер наверху такой силы, что, не держись я обеими руками за скут, меня бы унесло на фиг. Что делать дальше, не знаю. Кругом жуткая тьма, арктический холод и дикие горы. Выбора нет: чтоб не заблудиться, решил здесь делать ночевку.

Всю ночь ревел ветер, мне мерещились дикие звери, которые рвали когтями и зубами ткань палатки. Но с первыми лучами солнца, вдруг куда-то исчез безумный ветер и наступила полная, абсолютно нереальная тишина.

Земля в Монголии особенная, она здесь от сотворения мира не знала плуга или лопаты, ее из века в век только утаптывал домашний скот и дикие животные, в итоге сегодня она вся представляет из себя сплошной "асфальт".

Этим ее свойством я и воспользовался, поехав, не разбирая дорог, переезжая горные ручейки, объезжая редкие камни и частые кости животных. По моим расчетам, рано или поздно я должен был пересечь алтайскую трассу, с которой сбился вчера. Благодаря уникальной земле, позволяющей ехать во всех направлениях без каких-либо ограничений, монголы, наверно, ощущают себя очень свободными людьми. Может, они потому и остаются одной из самых традиционных наций, что, некогда познав вкус свободы, не хотят его утерять.

Я сейчас тоже чувствую себя "монголом" - качу куда моей душе угодно. В этот день я сделал свои лучшие фотоснимки - награда за вчерашние мучения: абсолютно ирреальные монгольские пейзажи, где соединились три мира - серая степь, черные горы и белые снежные вершины.

Хитрый скут опять заработал

Доехав до конца горного плато, внизу увидел огромное озеро, на берегу которого стоял караван из пяти российских бензовозов. А что если попроситься к ним, ведь доеду ли я до российской границы своим ходом - это большой вопрос. По Монголии без спутникового навигатора путешествовать может разве что сумасшедший. Кроме того, вчерашний подъем съел много бензина, до следующей заправки точно не доеду. Подъехал, стал вести переговоры. После некоторых колебаний водители соглашаются - не бросать же соотечественника на произвол судьбы в экстремальной ситуации. Потому мы и войны все выигрываем, а в мирное время хиреем и вырождаемся. Впятером закинули скут на одну из бочек, привязали веревками, - там есть сверху небольшая площадка, где он лег как родной. Мужики все мощные как на подбор, скутер закинули, будто пушинку.

Уж не знаю, есть ли в мире еще один скутер, который бы путешествовал на бензовозе, но мой старичок удостоился этой чести. Как только "КамАЗы" тронулись, я сразу назвал Монголию страной пыли, такое чувство, что здесь пыль со всего мира оседает. Машины идут друг за другом на расстоянии сто и более метров, за каждой поднимается огромный столб пыли, который за это время должен отойти в сторону. Но зрелище баснословно красивое. Неслучайно монголы выезжают специально посмотреть, как идут российские "КамАЗы" - а смотреть они любят, нация абсолютно созерцательная. Это мы сидим в своих домах, уткнувшись в телеящики, а для них "телевизор" - это все то, что происходит вне юрты.

Путешествие с "дальнобоями" - особая песня. Здесь же скажу про свой транспорт. А все-таки мой скутер молодец, у него все сломалось, что только могло - стартер "крякнул", все запасные ремни порвались, поршень запорот, цилиндр требует расточки, а он все едет. И едет только потому, что встать ему нельзя. Что я буду без него делать на этих необозримых российских просторах? Но пусть медленно, но мы со скутом все же движемся. Проехали 50 героических километров, и на каком-то перевале скутер встал окончательно.

Газ перестал "фурычить". Как мне потом сказали, просто тросик газа перемерз. Ну, что ж, может, это и к лучшему, скут тоже не глуп, он понимает, что я ни перед чем не остановлюсь и буду ехать до последнего, а в этом случае легко можно и заболеть. Спасибо тебе, скут, за многотрудную работу и заботу. Все же мы с тобой за этот месяц сроднились как никогда, а то, что в твоих жилах течет бензин, а в моих обыкновенная кровь - это все ерунда, это на главное никак не влияет...

Поймал "Газель", и вечером мы были в Бийске. Скут, как только ступил на бийскую землю, опять заработал. Вот ведь какое хитрое создание.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах