Пенсионер Александр Лычагин уверен, что нашел способ, как возродить деревню. Сделать это великое дело должны, по его мнению... калифорнийские черви. Свой проект по разведению полезных червей 69-летний томич называет ни больше ни меньше - нацпроектом, идущим "снизу".
Червяки - то, что надо!
Александр Иосифович всю жизнь занимался строительными и оформительскими работами. Вместе с подчиненными ему бригадами объездил вдоль и поперек Томскую область. Много лет прожил в Первомайском районе, поэтому о проблемах села знает не понаслышке. Выйдя на пенсию, деятельный человек не "успокоился": последние пять лет изучает опыт разведения калифорнийских червей. Эта порода появилась в 1956 году благодаря американским ученым и с тех пор широко используется в тамошнем сельском хозяйстве.
- Калифорнийские черви - хорошая пищевая добавка и корм для животных. А самое главное, они перерабатывают мусор: поедают картон, опилки, труху, павшую листву. В общем, все, кроме дерева и мяса. Взамен вырабатывают биогумус - уникальное удобрение ("сливки" для земли), которое резко повышает урожайность, - рассказывает Александр Лычагин.
Благодаря этой особенности калифорнийских червей можно достичь сразу нескольких важных целей: улучшить экологическую обстановку (уничтожить горы отходов), "подкормить" наши истощенные поля. А главное, заработать хорошие деньги на продаже удобрения и самих червей. Килограмм "калифорнийцев" сегодня стоит 400 рублей, килограмм биогумуса - 13 рублей.
После чтения специальной литературы Лычагин решил сам попробовать поразводить червей дома на кухне. Купил в Барнауле килограмм червей и "расфасовал" их по пяти ведрам, в каждом из которых была своя питательная среда. Экспериментировал не только с питанием, но и с температурой, освещением, изменял соленость почвы. И убедился, что червячки очень выносливые, живучие, отлично плодятся. Одна особь весит около грамма, а за год приносит килограмм потомства. При этом в сутки "калифорниец" съедает в два раза больше пищи, чем весит сам. В общем, "работники" выгодные: "пашут" и днем, и ночью, в еде неприхотливы.
- Конечно, не один я в Томске занимаюсь калифорнийскими червями. Знаю, что разводят их небольшими партиями в двух фермерских хозяйствах и в Сибирском институте торфа. Но там, по моим сведениям, их выращивают совсем по другой методике: раскисляют торф и добавляют в него навоз. То есть перерабатывают и без того хорошие компоненты. Я же предлагаю перерабатывать мусор. Этим они точно не занимаются, - уверен в своем новаторстве наш герой.
А самое главное, по мнению Лычагина, "коллеги" выводят червей очень маленькими партиями лишь выгоды ради. Поэтому не слишком-то делятся опытом с другими людьми. А Александр Иосифович хочет поставить дело на широкую ногу, внедрить эту практику повсеместно и совершенно бескорыстно обучить всех желающих.
"Золотая жила" оставила власть равнодушной
Понимая, что в одиночку ему не справиться, решил пенсионер привлечь к делу власть и засел за экономический проект. В нем он подробно расписал все преимущества калифорнийских червей, описал способ их разведения. Рассчитал все затраты и доходы. Так, у него получилось, что на изготовление 50 тонн вермикомпоста (другое название удобрения) нужно 100 тонн мусора, 500 тысяч червей и
124 000 денег. За пять месяцев переработки субстрата количество насекомых возрастет в 10 раз, доходы тоже будут немалые - 1 376 000 рублей.
- Я отправил свой проект губернатору, в несколько местных отделений политических партий. Не получил ни одного ответа, - обижается на власть Лычагин. - В областной думе мое письмо перенаправили в департамент по социально-экономическому развитию села. Там, в свою очередь, ответили, что мой проект требует дополнительной проработки из-за ряда серьезных ошибок. И ведь никто даже со мной не встретился, не поговорил!
Пенсионер не отчаялся и отвез проект главе Первомайского района Михаилу Приставке. Конкретного ответа пока не получил.
- Самому мне кредит из-за возраста никто не даст. Я хочу, чтобы глава нашел нам спонсора и помог организовать в своем районе первый в области червятник, - мечтает Лычагин. - На это требуется около миллиона рублей. Сам я не знаком с местными предпринимателями, поэтому авторитет главы нам бы пригодился.
Себе Лычагин отводит роль этакого менеджера, который бы руководил всем этим проектом и выращивал элитные породы червей, передавал опыт. А все безработные района перестали бы, наконец, бедствовать, и поднимали деньги буквально с земли: собирали по деревне мусор и перерабатывали в удобрение. А там, глядишь, и за другие виды деятельности взялись.
"Дайте мне показать свою удаль!"
Пробовал Лычагин договориться и с городской властью. Написал письмо в "Спецавтохозяйство" и попросил выделить ему участок на полигоне бытовых отходов.
- Я бы года два на общественных началах попробовал воплотить свой проект в жизнь. Привлек бы людей, чтобы на отдельном участке перерабатывать мусор. Но директор "Спецавтохозяйства" Александр Донслаф дает мне только устное разрешение, без какого либо юридического права. А завтра я приду на полигон, и его же сотрудники мне не дадут работать. Спросят: "Ты кто такой?" - не доволен таким вариантом Александр Иосифович.
Пока томские власти его игнорируют, он решил написать в Москву, хоть самому Путину. "Дайте мне показать свою удаль!" - умоляет Лычагин.
На червях уже делают деньги
В областном департаменте по социально-экономическому развитию села отказались от официальных комментариев, сославшись на то, что уже давали Александру Лычагину ответ. И мнения своего чиновники с тех пор не изменили: проект нашего героя они считают не оригинальным. Разведением калифорнийских червей в Томской области уже занимаются не только ученые, но и бизнесмены, зарабатывая на этом приличные деньги. А что до переработки мусора (ведь именно это Лычагин считает своим ноу-хау), то чиновники считают: в деревне в этом нет необходимости. Червей можно разводить и на навозе, которого там предостаточно.
"Мы давали ему участок, но он куда-то исчез"
Вот как прокомментировали ситуацию с Лычагиным в "Спецавтохозяйстве".
- К нам периодически обращаются разные люди по поводу переработки мусора. В основном все просят деньги. А где мы их возьмем? Мы же их не печатаем. Помню одного чудака, которому лично сам набрал и отвез мешок мусора, - хотел посмотреть на его эксперимент, - рассказал зам. директора Евгений Иванов. - Лычагин, насколько я помню, приходил в нам в прошлом году. Мы разрешили ему поставить свой эксперимент, даже, по-моему, показали отведенный участок. Но он куда-то исчез. Наше согласие, в общем- то, еще в силе. Пусть приходит - дадим ему участок. И никто его оттуда не выгонит.