Казалось бы, переулок Пионерский откроют, и город вздохнет с облегчением. Ничего подобного! Центр города нуждается в дальнейшей разгрузке, и единственный выход - возобновить движение по улицам К. Маркса, Дзержинского, пер. Карповскому, Плеханова. Но это очень больной вопрос. Ведь именно на проезжей части этих магистралей расположены уличные рынки. И открыть их для проезда - значит сселить тысячи торговцев. Как быть? Вопрос был вынесен на обсуждение городских депутатов.
Вы же не сдали дорогу в аренду?
Председатель комитета по благоустройству и транспорту Махир Рустамов констатировал, что решить проблему мешают заключенные с предпринимателями договоры аренды, последний из которых продлен аж до 2027 года. Выход в строительстве постоянных торговых комплексов, куда можно переселить торгующих на рынках. "Подчеркиваю",- сказал Рустамов, - речь не идет о закрытии рынков вообще. Сегодня у нас достаточно мест, куда их разместить. Мы говорим лишь об открытии улиц".
Кстати, проблема касается не только ул. К. Маркса, пер. Карповского и ул. Дзержинского. Депутаты Алексей Федоров и Владислав Левчугов предложили обратить внимание и на другие аналогичные "тупики", которые тоже необходимо "расшивать": ул. Вершинина, Алтайскую, пер. Красный. Основные претензии высказали в адрес руководства департамента недвижимости администрации Томска. Хотя заместитель руководителя Департамента Валерий Клименко отрапортовал о том, что существует программа сравнительно мирного "переселения" торговцев и она действует. На ул. Карла Маркса к концу года должна быть построена первая очередь торгового комплекса. То же и с ул. Плеханова. Но только лишь в "переселении" дело? По мнению депутата Василия Еремина, даже уже заключенные договоры аренды между департаментом и предпринимателями не выполняются. Ведь в соответствии с ними проезжая часть должна быть свободной для движения транспорта, чего не наблюдается.
Призывая открыть для проезда улицы, Владислав Левчугов констатировал нежелание его чиновников выполнять свои обязанности, попутно заявив, что сегодняшние рынки, по его мнению, кроме всего прочего, не соответствуют санитарным нормам, захламляют город. "Почему санитарные службы закрывают на это глаза?" - задал он риторический вопрос.
Где пять миллионов?
В ходе обсуждения Александр Деев задал еще один важный вопрос: на запрос комитета по благоустройству и транспорту чиновники не смогли предоставить информацию, был ли заключен договор аренды с 2004 по 2007 годы ( порядка 31 месяца) между департаментом недвижимости и торговцами рынка по ул. Карла Маркса. Если такового документа не было, по подсчетам депутата, городская казна потеряла около 5 млн. рублей.
Подводя итоги, большинство депутатов согласилось с необходимостью открытия проезда по улицам К. Маркса, пер. Карповскому, ул Дзержинского, пер. Плеханова. Это мнение поддержал и и.о. мэра города Николай Николайчук. Кстати, он сказал, что торговые павильоны по улице Плеханова все равно придется убирать, потому что под ними расположены аварийные водовод и канализационный коллектор, которые нуждаются в ремонте.
Депутаты единогласно приняли решение рекомендовать администраци города в срок до 1 мая 2008 года принять меры по обеспечению беспрепятственного проезда транспорта по ул К. Маркса, Дзержинского, пер. Карповскому, пер. Плеханова. Пути назад, в любом случае, нет. Ведь по федеральному закону все уличные рынки должны быть закрыты и размещены в объектах капитального строительства до 1 января 2010 года. Также народные избранники рекомендовали руководству города провести служебное расследование по фактам невыполнения должностными лицами требований закона, касающихся функций контроля за соблюдением договоров аренды земельных участков, предоставленных для организации открытых рынков.
Впрочем, история на этом не закончилась.
6 марта работники томских рынков, встревоженные предстоящими переменами, провели пикет возле "Белого дома". Так собравшиеся выразили опасение по поводу своего будущего. Оно, с их точки зрения, слишком неопределенно. Для диалога активистов пригласили в здание городской думы. "Наша задача - не закрыть торговые точки, а открыть транспортные магистрали города. Мы не против, чтобы вы работали на рынках, - обращаясь к предпринимателям, сказал Александр Чуприн, - но вы мешаете проезду и проходу сотням и тысячам томичей. А так можно и проспект Ленина под рынок отдать".
В ходе диалога удалось договориться, что администрация города подготовит реальные предложения по открытию для движения улиц К. Маркса и Дзержинского, а также переулков Плеханова и Карповского. Ответственными за это назначен заместитель мэра Александр Мельников и председатель комитета по торговле Вячеслав Черноус. Следующая встреча представителей предпринимателей и администрации состоится в начале апреля.