Лекарственный кризис мы уже проходили. В конце минувшего года. Тогда, чтобы разрешить ситуацию, область подставила плечо и выделила недостающие деньги на необходимые препараты. Однако прошло не так уж много времени, и новый кризис налицо.
Лекарства для тещи
- Вообще уже надоело ходить туда-сюда, - не скрывал своего недовольства томич Николай Егорович, с которым мы встретились в аптеке N2, где он покупал лекарства для своей больной сахарным диабетом тещи.
По его словам, он не может выкупить два препарата, так как в поликлинике отказываются выписывать на них рецепты, потому что лекарств нет, а в аптеке не ставят на очередь, раз рецепта нет. Такой замкнутый круг.
Наполовину повезло Надежде Константиновне, инвалиду III группы, перенесшей два инфаркта.
- Врач выписала мне "Предуктал" и "Престариум". "Предуктал", - рецепт от 11 января, - я получила, до этого покупала за свои деньги. А "Престариума", стоимостью около 300 рублей, так и нет, - пожаловалась женщина.
Всего на тот момент в аптеке N2 на очередь было поставлено 175 рецептов.
Деньги могут кончиться весной
В одном здании с аптекой N2 находится муниципальное учреждение "Томскфармация", объединяющее все аптеки города. За комментариями мы отправились туда.
- Кризисной ситуации на сегодняшний день нет, - убеждала нас генеральный директор "Томскфармации" Лариса Ильющенко. - Потому что все потребности по обеспечению жизненно важными лекарствами - лечению онкологических заболеваний, сахарного диабета, бронхиальной астмы, эпилепсии, болезни Паркинсона, - удовлетворены. Сохраняется дефицит на препараты сопутствующие: сердечные, снижающие давление и так далее. Основную часть их поставляет французская компания "Сервье", которая по тем или иным причинам свернула отгрузку уполномоченной фармацевтической компании "РОСТА". Однако компания "РОСТА" поставляет отечественные аналоги этих лекарств, которые в принципе обеспечивают потребности. Другое дело, что больные хотят получить импортный "Престариум" вместо отечественного аналога. Но проблема, конечно, гораздо глубже, чем конфликт с отдельным французским поставщиком. Все дело в деньгах, а точнее, в их отсутствии. Если говорить коротко, в этом году федерация существенно урезала лимит на льготные лекарства для Томской области: 228 миллионов рублей вместо 600 прежних. Сумму вывели так: определили норматив на одного льготника - 378 рублей в месяц, потом умножили его на количество льготников и месяцев в году. Получили 19 миллионов рублей на месяц и 228 миллионов на весь год. Впрочем, это не значит, что каждому льготнику теперь должны выдавать таблеток на 378 рублей в месяц. Люди по-прежнему будут получать препараты по потребности. Подушевой норматив был нужен для того, чтобы определить общую сумму на весь регион. А уже в рамках этой общей суммы придется думать, кому и сколько дать. Потому что уже сейчас совершенно ясно: денег не хватит, чтобы обеспечить полный спрос.
- Мы уже несколько превысили свой объем, потому что только в Томске за январь-февраль обслужено 30 000 рецептов на 19 миллионов рублей, - продолжает Лариса Владимировна. - Поэтому ситуация в этом году будет еще сложнее, чем в прошлом. Серьезные проблемы начнутся тогда, когда закончатся деньги и прекратятся поставки. По моему мнению, это может произойти уже в конце весны - начале лета.
Нужны четкие приоритеты
Лариса Ильющенко считает: чтобы прожить в рамках тех небольших средств, которые отпущены, нужно четко расставить приоритеты. И в первую очередь потратить деньги на жизненно необходимые дорогостоящие препараты. Например, онкопрепараты, цена которых начинается с 5000 рублей. Но как объяснить, допустим, инвалиду по общему заболеванию, что его деньги потрачены на онкобольного? Особенно когда власть активно призывала оставить соцпакет и обещала выдавать все необходимые лекарства? А теперь людям объясняют: это ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ лекарственное обеспечение, и таблетки от давления стоимостью 50 рублей, будьте добры, покупайте сами.
В общем, кризис федеральной программы ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения) налицо. Это признал и начальник областного управления фармации Виктор Козлов, подводя итоги программы за 2006 год. Он видит причины тупика в том, что в 2006 году из программы вышло много льготников, предпочтя деньги, а остались самые немощные, больные, денег на которых было выделено недостаточно и хватило только до лета. После летнего скандала был взят курс на сокращение расходов, и в очередной раз перекроили перечень льготных лекарств в сторону уменьшения. А теперь в качестве меры по пути выхода из кризиса власть предлагает ужесточить контроль за назначением лекарств. Выходит, виноваты врачи, которые "транжирят" деньги и выписывают много "ненужных" лекарств. И несознательные старики, которые тоннами запасаются таблетками на все случаи жизни.