Примерное время чтения: 9 минут
91

Для системы - лучше, а для пациента?..

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Томск 01/11/2006

Национальный проект "Здоровье" и пилотный проект модернизации здравоохранения в Томской области на слуху. Чиновники от медицины всеми силами пытаются нас убедить, что все планируемые перемены - на благо пациента. Вот и главный девиз томской реформы "Деньги идут за пациентом!" подается едва ли ни как панацея от всех бед. Однако нам, пациентам, лишь предлагают принять правила игры. Но почему сам пациент не может быть хозяином тем денег, которые "идут за ним"? Почему он отлучен от контроля за этими средствами? Ответить на эти и другие "неудобные" вопросы мы пригласили в редакцию исполнительного директора Томского территориального фонда ОМС Евгения Копасова и начальника управления развития ОМС Сергея Андреева.

Здоровый платит за больного

- Евгений Анатольевич, так сколько денег идет лично за каждым из нас?

Е. К.: В среднем на одного жителя Томской области приходится 2 515 рублей в год из фонда ОМС. Но это не значит, что вы получите медицинскую помощь в случае необходимости только на эту сумму. Система обязательного медицинского страхования работает по страховому принципу - это значит "здоровый платит за больного". К примеру, вам в этом году не разу не пришлось обратиться в поликлинику или лечь в стационар, а кому-то потребовалось длительное лечение. Пациент получает медицинскую услугу в рамках утвержденной областной Думой программы госгарантий на ту сумму, на которую потребуется. Все зависит не от денег, а от состояния здоровья человека.

- Пусть так. Но почему пациент сам не может распорядиться этими средствами? Кстати, как относитесь к родовым сертификатам?

- Е. К.: Очень хорошо.

- Так вот, почему бы по такому же подобию ни ввести накопительный метод и не предоставлять каждому пациенту что-то вроде накопительных сертификатов, которыми мы бы распоряжались по собственному усмотрению. К примеру, если я не использовал полагающиеся мне деньги на лечение на этот год, то пусть они добавятся к моей страховой сумме на лечение на будущий. Возможно, таким образом удалось бы накопить на дорогостоящее лечение, на которое, как известно, большие очереди.

- Е. К.: - Тогда был бы нарушен страховой принцип системы медицинского страхования. В ином случае вы получали бы лечение только на ту сумму, которая у Вас на "счете". Много бы вам удалось вылечить, если платные консультации врачей стоят от 150 до 500 рублей?

Прибавьте к этому обследования и анализы, которые в среднем стоят 100-200 рублей, а то и выше, и посчитайте, во сколько бы обходилось вам посещение поликлиники будь введен такой накопительный принцип. Кто-то бы "копил" деньги на счете, а кто-то бы просто не мог позволить себе получать самую необходимую помощь. А сертификат, о котором вы говорите, у нас по сути дела есть. Это полис ОМС. Куда вы с ним обратились за помощью, туда и принесли свои деньги.

- Но это же деньги виртуальные.

- Е. К.: Нет, это не виртуальные, а вполне реальные деньги. И не маленькие. В прошлом году ЛПУ страховыми компаниями за оказанные населению услуги было перечислено 974, 5 млн. руб. При этом стоит иметь в виду, что до 2006 года фонд финансировал всего пять статей расходов ЛПУ: зарплату и начисления на нее, мягкий инвентарь, медикаменты и питание больных в стационаре. Теперь, когда у нас реализуется пилотный проект модернизации системы здравоохранения, мы финансируем все статьи расходов медицинских учреждений, за исключением капитального ремонта и приобретения оборудования. Сумма, которую фонд платит за вас, сейчас кратно увеличилась. За девять месяцев этого года фонд перечислил страховым компаниям, а они лечебным учреждениям уже более 1 млрд. рублей. Имея такие деньги, главные врачи заинтересованы, чтобы вы остались довольны, получили качественную полноценную помощь и не "уходили" в другое ЛПУ вместе с деньгами.

Инициатива наказуема... рублем

- Мы бы и рады уйти к другому врачу, но нас не пускают.

С.А.: Ничего подобного. Вы можете выбрать поликлинику по своему усмотрению. И таких примеров сейчас немало.

- До разговора с вами мы убедились в этом. Запросили данные по двум страховым компаниям и выяснили, сколько томичей в этом году воспользовались правом выбора. Но вот какую тенденцию выявили. Уходят нередко в ту поликлинику, где без проблем можно попасть к узкому специалисту. А, проконсультировавшись, возвращаются в свою. То есть, сегодня самая большая проблема попасть к узкому специалисту. Попасть или не попасть за нас теперь решает участковый.

- Да, именно участковый - специалист с медицинским образованием в новых условиях принимает решение о том, куда направить пациента в первую очередь, какие обследования ему пройти, какое начать лечение. И это правильное решение. Я человек военный и приведу вам аналогию с военным временем. Мы выиграли Великую Отечественную войну в том числе и потому, что применили опыт первой мировой войны, где впервые была использована Пироговская сортировка раненых. Сначала оказывалась первая скорая помощь на поле боя, затем - полевой госпиталь, затем лечение в тылу у, скажем современным термином, "узких специалистов".....

"Сортировка" мирного времени

- То есть, смысл реформы в том, чтобы нас рассортировать?

Е. К.: В какой-то степени да, чтобы снизить нагрузку на узких специалистов, чтобы ЛОР-врач не лечил насморк, а консультировал в случаях, когда нужда более профессиональная помощь специалиста, с более глубокими знаниями того или иного медицинского направления.

Как врача меня возмущает, когда пациент, который все свои заболевания уже сам "вылечил", приходит к врачу и говорит: "Доктор, я знаю, что у меня болит. Не надо меня смотреть, просто выпишите те таблетки, которые мне помогают." Участковый врач - это специалист, который несет ответственность за Ваше здоровье. Поэтому будьте добры, придите к нему, если Вас что-то беспокоит, он проведет осмотр, нужно будет отправит на флюорографию, грудь посмотрит - а вдруг к маммологу надо обратиться, или пройти другое какое-либо дополнительное обследование?

- А готовы ли участковые к своим новым обязанностям? На стыке с другими специальностями и возникает больше всего трений. Как раз там, где нужно попасть к узкому специалисту.

Е. К.: На первичное звено - поликлиники и участкового врача - действительно теперь ложится основная ответственность за здоровье пациента. И если у него не хватает навыков, чтобы поставить диагноз и назначить лечение, он прибегает к консультации узкого специалиста сначала своего ЛПУ или дает на правление к специалисту другого учреждения.

- Да, но согласитесь, что проблема взаимодействия узких специалистов и участковых есть.

Е. К.: Да, не скрою, мы ее ощущаем.....Однако фондом отслеживается сложившаяся ситуация и при возникновении тенденции снижения качества лечения в поликлиниках будут применяться соответствующие меры к ЛПУ.

С.А. :Принято решение о том, что люди, страдающие хроническими заболеваниями и нуждающиеся в постоянном наблюдении узких специалистов получают направления в специализированные учреждения, например в эндокринологический диспансер, один раз в год и далее наблюдаются у специалистов без дополнительного посещения своего участкового.

За сапогами или консультацией?

- Опасность еще и в том, что теперь жителю какой-нибудь северной Орловки вообще не попасть на прием к врачу в Томске...

Е. К.: А как вы думаете, это нормально, когда какая-нибудь баба Маня из Каргаска приехала в Томск за покупками и заодно решила проконсультироваться, скажем, в ОКБ? А ведь в Каргаске точно такая же больница, врачи там получили такие же дипломы. И посещение своей больницы обойдется системе гораздо дешевле, чем консультация в ОКБ. Раньше мы оплачивали по факту такие визиты в диагностические центры. Теперь если больной хочет проконсультироваться по своему усмотрению, пусть платит деньги. Но, если консультация узкого специалиста областного центра необходима по показаниям, то врач в Каргаске или другом райцентре просто обязан дать направление и тогда для больного консультация будет бесплатной.

- Вот и приехали. Для системы - лучше, для больного - хуже...

Е. К. Чем же хуже? Прием по направлениям - не что-то придуманное недавно, а хорошо забытое старое. До перестройки вы могли попасть, допустим, в НИИ кардиологии только по направлению участкового врача. Существует такое понятие как этапность, которое себя оправдывает. Если больной может реально получить помощь в своем фельдшерско-акушерском пункте, то это будет кратно дешевле. А если нужна высококвалифицированная помощь, больной ее тоже получит причем бесплатно, но в других условиях.

С.М.: Более того, реформа направлена на достижение еще одной цели - возродить диспансеризацию, проведение ранней диагностики, для как можно более своевременного выявления заболеваний.

- Можно поинтересоваться, где вы лечитесь сами?

- Е. К.: Я прикреплен к обычной поликлинике в Северске, где я живу. А вообще хожу в обычные больницы, туда же, куда и все: лежал недавно в третьей горбольнице, в медсанчасти "Строитель".

Только цифры

Каждый житель Томской области обращается в поликлинику в среднем 8 раз в год. В течение этого года томичи уже 5 060 000 посетили ЛПУ.

Кстати

Как действовать, если в поликлинике вам отказали в направлении к узкому специалисту?

Сначала обратиться в администрацию ЛПУ. Если получили отказ, (скажем и главврач посчитал, что Вам не требуется консультация, к примеру эндокринолога или кардиолога), но вы все же сомневаетесь в их правоте и настаиваете на приеме узкого специалиста, которого нет в вашем ЛПУ, следует обратиться в страховую компанию, которая уже компетентно оценит, правильно ли поступает Ваше ЛПУ, отказывая вам в направлении.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах