С 1 октября начался осенний призыв. Обсудить основные тенденции, которые, по всей вероятности, проявятся и в течение осенне-зимней призывной компании, собрались участники областной призывной комиссии.
Как водится, прежде подвели итоги весеннего призыва. Итог: задание по отправке в войска на срочную службу 600 призывников выполнено на сто процентов. А предстоит набрать 700 новобранцев.
Тенденция такова, что в целом план по призыву в области снизился. Еще недавно он составлял около тысячи человек. Теперь, как отметил заместитель военного комиссара области полковник Старцев, в условиях заниженного плана основной упор делается на качество призывных ресурсов.
Правда, приведенные им же примеры, не сильно убеждают в этом. Например, по сравнению с 2005 годом, процент граждан, призванных на военную службу, имеющих начальное и среднее профессиональное образование, действительно снизился. Но число выпускников вузов, окончивших высшие учебные заведения в том же году, составило лишь 2 процента. Кстати, общероссийский показатель не намного выше.
Из десяти осужден один
Не лучше обстоят дела и с уклонистами. "О какой ответственности за уклонение от военной службы может идти речь, - строжился Сергей Геннадьевич, - если из 10 граждан, материалы на которых были отправлены в прокуратуру, осужден всего один?" Своего коллегу поддержал военком области генерал Попов, пожуривший своих подчиненных. Он отметил, что вина за это лежит не столько на органах прокуратуры, сколько на военкоматах, не умеющих до конца правильно оформить дела на уклонистов. И привел любопытный пример, иллюстрирующий, что времена, когда ребята призывного возраста прятались по подвалам, прошли. Все, так или иначе, где-то при деле, зарабатывают на жизнь.
"Мы в военкомате вставляем пластиковые окна, - рассказывал военком. - А изготавливает их предприятие, расположенное в Предтеченске. Так вот, когда наша машина пришла за готовым заказом, половина бригады разбежалась. Испугались, что их заберут в армию. Оказалось, что значительная часть рабочих - молодые ребята, которые скрываются от армии".
Хромает и материально-учебная база образовательных учреждений и организаций, которые осуществляют подготовку ребят по основам военной службы. По словам Старцева, она находится в неудовлетворительном состоянии. И по этому показателю область занимает последнее место среди регионов Сибири.
Пока топчемся. Но проекты есть
И все же главной проблемой остается медицинское обеспечение призыва. Сергей Геннадьевич подчеркнул, что никаких крупных положительных изменений в организации медицинского обследования при подготовке ребят к службе за минувшие несколько лет в области не произошло. И назвал все происходящее топтанием на месте. Косвенным примером некачественной работы медицинских работников может служить количество возвращаемых со сборных пунктов ребят. Весной 2006 года этот показатель достиг самого высокого уровня за последние пять лет - 3,4 процента. При том, что, например, весной 2002 года он составлял 2,5 процента. На протяжении последних пяти лет количество граждан, призванных по состоянию здоровья и годных к военной службе с незначительными ограничениями, в общем числе прошедших весенние призывные комиссии суммарно составило 66,8 процента. А это меньше среднего уровня по СибВо.
Изменить ситуацию к лучшему должны реализуемые на территории области два медицинских проекта. Национальный президентский проект "Здоровье" и местный "пилотный" проект модернизации здравоохранения области. Последний, кстати, вызвал у томских депутатов достаточно нареканий. Проекты предполагают повышение ответственности и материальной заинтересованности медицинских работников за качество медицинского обслуживания, в том числе и призывников. Очередной осенний призыв должен дать первые результаты.
На старом трамвае в двадцать первый век не уедешь
В конце заседания, уточняя задачи на новый призыв, военком области призывал во всем соблюдать букву закона и "не изобретать самодеятельность". В смысле не загонять из-под полки в казарму. "Призвать 700 человек при ресурсе в 40 тысяч - не проблема, - в сердцах выпалил он, озвучив тем самым новый план призыва на осень. - Но потом нам это аукнется". Также военком призвал воспитывать молодежь на новых актуальных примерах, а не зацикливаться на старых, еще советских и уже малодейственных. Активнее использовать для этого СМИ.
С генералом трудно не согласиться. Времена кирзовых сапог, гороховой каши и шинелей проходят. Армия во всем мире меняется на глазах. Балом правят высокие технологии, профессионализм и, к сожалению, деньги. А наша армейская, и как ее часть - военкоматовская структуры с их подходом к делу, принципиально не изменилась с дореформенных времен. И в этом не вина военных. На настоящее реформирование, а не на дебаты с высоких трибун, нужны средства. Если брать призыв: на ту же рекламу армейской службы, на раскручивание нового положительного имиджа современного российского офицера, солдата, которому до имиджа советских воинов пока как до неба. На информационное обеспечение: сайты в Интернете, выпуск соответствующей литературы. На тех же контрактников и связанную с ними инфраструктуру, которая обходится государству, наверное, дороже самих контрактников. Но от всего этого пока крохи. Не рассматривать же всерьез ржавый трамвай, колесящий по городу, украшенный призывом идти в контрактники. И пока план по призыву не катастрофический, как говорится, прокатывает. А что будет, когда срок срочной службы сократится на один год и понадобятся новые людские ресурсы? Общеизвестно: убеждать труднее, чем приказывать.