Театру под руководством заслуженной артистки России Алевтины Буханченко исполнилось 15 лет. Возникший на чистом энтузиазме, он собирает полные залы как на премьеры, так и на давно стоящие в репертуаре спектакли.
"Вышел ответ - желание исполнится"
Мечта создать свой театр у актрисы тогда еще Томского драматического театра Алевтины Буханченко была всегда. А как-то "поздно вечерком три актрисы под окном" сели гадать.
- Тогда такие гадания были модными, - вспоминает Алевтина Буханченко, - загадываешь желание, бросаешь монетки, а потом по гексограммам расшифровываешь, сбудется оно или нет. И я задала вопрос - будет ли у меня свой театр? Вышел ответ - если вы сейчас возьметесь за дело, мобилизуете все свои силы, желание исполнится.
В тот же день Алевтина Буханченко показала мужу, Николаю Мохову, пьесу "Я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано", и они вдвоем в помещении старого репетиционного зала соорудили сцену и поставили спектакль. На его генеральную репетицию 4 мая 1990 года пригласили не только своих коллег и главного режиссера театра драмы, но и заехавших в Томск с ревизией театральных критиков, к тому моменту просмотревших два десятка томских спектаклей. Режиссер критиков сразу предупредил: это не моя постановка, а внеплановая работа актеров.
- Я помню генеральную репетицию этого спектакля, как ничто другое, - вспоминает Алевтина Буханченко. - Временами были вспышки смеха, временами - молчание. Пьеса заканчивалась трагически - моя героиня выбрасывается из окна со словами: "Господи, остановите землю, я хочу с нее слезть!" Обычно на репетициях у меня под окном стоял фонарь, а внизу были маты, чтобы я не ушиблась. А тут фонарь поставили не сбоку - а прямо перед окном. Я произношу ключевую фразу, прыгаю - и этот фонарь - с синим фильтром из толстого стекла, потому что изображал ночной свет, - оказывается внизу. И я прямо в него вонзаю свою ногу. Это последний эпизод в спектакле, играет грустная музыка, мы выходим на поклон - и я выхожу с израненной ногой - за мной тянется кровавый след... Потом, конечно, меня отвезли в больницу, часть стекол вытащили. Но остатки выходили из ноги периодически еще лет пять - так что можно сказать, что этот театр создан был на счастье и на боли.
После просмотра спектакля коллеги и критики со слезами на глазах сбежались на сцену. Критики утверждали, что этот спектакль был лучшим из просмотренных в Томске, что актерам удалось пройти по грани комического и трагического. Через три месяца Алевтина Буханченко именно за эту роль получила звание заслуженной артистки России. С этим спектаклем томичи были приглашены на фестиваль в Сочи, где стали лучшим камерным театром в стране. Через полгода они открыли театр "Интим".
"...Интим - это что-то задушевное..."
- Когда мы подбирали название, - говорит Алевтина Буханченко, - то на "Интим" наткнулись случайно - листая старый театральный журнал.
В 20-х годах прошлого века в Санкт-Петербурге был такой маленький подвальчик, в котором Вертинский пел свои песни. Интим ведь - это что-то задушевное, как раз о нашем театре. Теперь после возникновения сети магазинов "Интим" мы стали называться по другому - Камерный драматический театр под руководством заслуженной артистки России Алевтины Буханченко. Три года театр существовал в стенах Театра драмы, потом его попросили подыскать место иное - и было выбрано здание теперешнего кинотеатра Горького. В нем, кстати, до 1925 года был театр "Интимный", единственный репертуарный театр Томске со своей труппой.
Финансирование театра не бюджетное, он работает исключительно на зрителя, чтобы он приходил, смотрел и хотел прийти снова.
- У наших спектаклей порой очень лихие названия, - объясняет Алевтина Буханченко, - но у них всегда есть идея, подлинное проживание чувств, настрой человека на добро, любовь и надежду. Мы должны быть уверены, что спектакль будет востребован зрителями.
"Намоленное" пространство
16-й сезон своего театра Алевтина Буханченко открывает в свой день рождения - 14 сентября - как обычно раньше, чем все остальные театры. Внутри нет ничего того, что мы привыкли видеть в других театрах, - нет огромных люстр, паркетных полов, мягких диванов и огромных зеркал в фойе - но ведь это в театре не главное. Сюда люди приходят не блеснуть собой на премьерах, здесь зритель очень театральный, постоянный. И у коллектива нет мысли уезжать куда-то в другое здание - здесь все пространство - намоленное. По мнению Алевтины Буханченко, драматический театр не должен быть огромным, потому как даже самое мощное биополе актера не распространяется дальше восьмого ряда.
В начале этого сезона ожидается 5 премьер - "Лгунья из Чикаго" по пьесе М. Мейо и М. Эниккена и "Приходи, подруга, и уводи..." по пьесе Н. Птушкиной, - спектакли, которыми закрылся прошлый сезон. К 15-летию театра в октябре выйдут спектакли "Женщина - вольная как птица" по пьесе А. Островского, "Акапулько, мадам!" по пьесе Ива Жамиака, а также спектакль по пьесе П. Шено "Будьте здоровы, месье!"