Побег из мегаполиса

   
   

В том, что кризис - это сложное, нестабильное время, когда конкуренция за основной в современной экономике продукт - деньги, всемерно обостряется, никого убеждать не нужно. В ближайшие месяцы государственный бюджет России ожидает серьезное сокращение. В первую очередь, обрезание ожидает многочисленные программы развития. Вслед за федеральным "под нож" пойдут и бюджеты регионов.

В этих условиях межрегиональная конкуренция за федеральные деньги обостряется особенно сильно. И счастливыми получателями пусть урезанных средств станут лишь те, кто успел за "тучные годы" разработать, а лучше даже приступить к воплощению в жизнь перспективных проектов собственного экономического развития.

Одним из генеральных направлений, в рамках которого федеральное финансирование вряд ли полностью иссякнет, наряду с созданием инновационной экономики, остается создание городских агломераций. Однако Томск, ставший родоначальником идеи строительства на своей базе мегаполиса будущего, судя по всему, упускает открывающиеся в этом направлении возможности. Косность местных элит, отстаивающих "карманные" интересы, закрывает дорогу грядущему развитию.

Город солнца

В современном понимании слова, городская агломерация - это узловой элемент опорного каркаса расселения, "маховик" преобразования структуры хозяйствования. Агломерация это не огромный город, а целая сеть поселений, связанных общей транспортной и торговой инфраструктурой, а также единым центром управления, соединенных между собой промышленными, торговыми и сельскохозяйственными зонами.

Агломерация - объект привлекательный для инвестиций, как государственных, так и частных, поскольку она предоставляет огромное число возможностей для получения прибыли: трудовые ресурсы, земля, объекты недвижимости и, что не менее важно, - единый центр принятия решений. Если сегодня для строительства где-нибудь в Моряковке или Самуськах небольшого заводика потребуется пройти все административные круги, начиная с администрации Томского района и заканчивая коридорами "Белого дома", то в рамках агломерации такой вопрос решается одномоментно.

Идея с красочным названием "Большой Томск" существует уже без малого пятилетку. Впервые о проекте превращения Томска в город-миллионник заявил спикер областной Думы Борис Мальцев еще пять лет назад.

- Перед нами открывается историческая возможность создать мегаполис Томск численностью жителей 900 тысяч человек, - заявлял еще в июне 2004 года Борис Мальцев. - Из них 800 тысяч горожан и 100 тысяч сельского населения, которое будет кормить этот 800-тысячный город...

Что получит Томск от такого объединения? Это, во-первых, статус. Во-вторых, землю, ведь Москва только за аренду земли получает 9,4 миллиарда доходов, которые пускает на строительство жилья. Третье - главный доход города - подоходный налог, который при создании 800-тысячного мегаполиса удвоится...

Следует признать, идея Бориса Мальцева о создании томской агломерации появилась как ответ на тревожный вызов времени - стремление федерального центра объединить некоторые регионы страны. Однако в дальнейшем эта идея возродилась с новой силой - ее подхватило Министерство регионального развития, усмотрев в агломерации возможность перевести рельсы экономики отдельных регионов с индустриального на постиндустриальный путь.

Уже в 2006 году в правительстве была создана экспертная группа, занимающаяся вопросами городских агломераций, появилась программа финансирования инфраструктурных проектов. И целенаправленная работа по созданию городских агломераций, в наибольшей степени отвечающих запросам инновационной экономики, началась.

За бортом

Разумеется, в число "локомотивных" городов, на базе которых Минрегион планирует развивать агломерационные процессы, попали не все желающие. Из сибирских городов рассматриваются Новосибирск, Омск, Красноярск, Новокузнецк и Иркутск. Томск в череде признанных агломерационных центров сегодня уже не значится. А ведь было время - еще 2 года назад! - когда Томск назывался в числе 14 супергородов России. Что само по себе предполагало реализацию идеи нашего председателя областной Думы. И эта информация шла с самого верха - из Министерства регионального развития страны.

Начало формированию Томской агломерации было положено еще в 2005 году, когда городская Дума присоединила к Томску ряд пригородных поселков, таких как Тимирязево, Зональный и пр. Этот шаг, по идее, должен был стать первым в длительном, поэтапном процессе создания "Большого Томска", объединяющего все крупные поселения юга Томской области и, как и подобает агломерации, связывающего ее составные части современной инфраструктурой - энергетической, информационной, транспортной.

В декабре 2007-го в Томской области была сформирована рабочая группа для подготовки четырехстороннего меморандума об объединении Томска, Северска, Томского и Шегарского районов. Группа провела ряд заседаний, однако ни о каких внятных результатах ее работы ничего не известно.

В то же время наши соседи куда решительнее ухватились за открывающиеся перед ними возможности. Красноярский губернатор Александр Хлопонин еще в 2007 году потребовал от правительства края создать особую стратегию превращения краевого центра в агломерацию. Целый ряд начинаний сегодня активно претворяются в жизнь. В Минрегионе именно красноярский проект считается самым "продвинутым" в Сибири.

Не менее активно идею продвижения собственной агломерации подхватил Иркутск. На базе Иркутска с присоединенными к нему территориями региональные власти решили создать третий за Уралом город-миллионник. Что примечательно, программа создания иркутской агломерации предполагает "формирование единого научно-производственного пространства в рамках развивающегося городского образования, привлекающего и удерживающего население". Так и слышатся в этих строках отзвуки проекта "Большой Томск". По имеющейся информации, на строительство инфраструктурных объектов агломерации вроде скоростных автобанов Листвянка - Ангарск, Иркутск -

Шелехов и Ангарск - новый аэропорт, область уже выбила лимиты в Минрегионе и МЭРТ. А строительство так называемого "Иркутск-сити" с последующим переездом на его территорию администрации, банков и офисов крупнейших компаний региона, нашло поддержку у столичных девелоперов.

В Сибири не торопятся

Наименьшую активность занимают сибирские города-миллионники Новосибирск и Омск. Новосибирский губернатор Виктор Толоконский заявил, что "не является сторонником административных преобразований с целью создания каких-то искусственных территориальных объединений", в то же время признав, что логика развития Новосибирска как узлового транспортно-логистического, торгового и производственного центра Сибири "все равно приведет к присоединению в перспективе городов-спутников".

Отсутствие большого рвения новосибирского руководства объясняется тем, что указанные муниципалитеты уже сегодня объединяет общая инженерная и транспортная инфраструктура, и большинство жителей спутников находят работу в областном центре. Тратить усилия на создание логистического центра для Новосибирска также излишне - узловое положение на Транссибирской магистрали уже и так превратило Новосибирск в наиболее продвинутый транспортно-торговый центр Западной Сибири.

А вот Томск, ставший родоначальником идеи сибирской агломерации, так и замер на самом старте процесса. Напуганные перспективой потери самостоятельности, пусть даже частичной, власти Северска и Томского района воспротивились процессу создания агломерации. Северчан напугала перспектива грядущей потери статуса ЗАТО, власти Томского района - возможность потерять контроль над распределением земельных участков в наиболее востребованных пригородных зонах.

Активного сопротивления со стороны местечковых элит не потребовалось - оказалось достаточно отсутствия интереса. В результате "Большой Томск", единственный из проектов сибирских агломераций выстроенный на создании единого научно-образовательного и инновационно-производст-венного комплекса, соединяющий потенциал томских вузов, бизнес-инкубаторов и ТВЗ, так и не был признан ни в Минрегионе, ни в МЭРТ. А значит, и больших федеральных ресурсов небольшой Томск вряд ли дождется. По крайней мере до тех пор, пока всерьез не задумается над тем, как стать Большим...

Кстати

Звонкое слово "агломерация" понятно далеко не каждому. Его ввел в оборот французский географ Мишель Руже еще в середине прошлого века.

Агломерация - означает городское поселение, которое в ходе естественного роста индустриальных возможностей и увеличения числа жителей вышло за свои административные границы, распространив собственное влияние на соседние населенные пункты. В Европе и Америке агломерации возникали естественным путем. В Азиатско-Тихоокеанском регионе "выращивались" целенаправленно (Сеул). В России естественным путем сложились только 2 агломерации - Москва, поглотившая все окрестные городки, и Санкт-Петербург.

Смотрите также: