Лес зовет на помощь летчиков

   
   

Что такое четыре часа беспрерывного полета на самолете? С лихвой хватит, чтобы долететь до Москвы... но только не на АН-2. Именно столько длился мой полет на этом ветеране в район Батурино - одну из зон "боевых действий" парашютистов - пожарных Томской базы авиационной охраны лесов.

Действовать по ситуации

В нашей лесной области, где пожары бушуют порой в таких районах, куда добраться можно лишь на самолете или вертолете, авиационный способ тушения является самым эффективным. Но насколько он затратный, понимаешь только тогда, когда сам слетаешь вместе с томскими пожарными-десантниками.

Вот ребята привычно грузят здоровенные "баулы" со снаряжением в самолет. А вот вносят в самолет не иначе как "президентский чемоданчик" - черный портфель со специальными полетными картами, на них будут отмечать пожарную обстановку.

- Наша сегодняшняя задача, - объясняет план действий старший летчик-наблюдатель Томкой базы авиационной охраны лесов Сергей Федоров "проконтролировать уже действующий пожар в районе Батурино. А также обнаружить и, если возможно, ликвидировать другие пожары в этом районе. Действуем по обстановке. Если увидим возгорания, ребята будут прыгать в этот район и бороться с огнем. Если нет, то просто ограничимся контролем. Вообще, уровень горимости в этом году средний. Жаркая погода удачно перемежается с дождями. В июле самый пик. Основная причина пожаров сейчас - грозы, поджигающие лес.

Заправляем полный бак недешевого авиационного бензина, и возможно, только для того, чтобы просто убедиться в обстановке. А куда денешься. Но я только "за".

Высокотехнологичный - не значит надежный

Итак, "ключ на старт", поехали. В полете ребята сразу начинают кемарить. Монотонный рокот мотора, слегка сродни тракторному, потихоньку убаюкивает и меня.

"Хочешь пообщаться с пилотом?" - трогает за плечо Федоров. Еще бы. Кто же откажется "потрещать за жисть" с легендарным томским асом Гредасовм, пилотирующим наш АН-2. И вот я за штурвалом "небесного тихохода". Перед глазами сплошные стрелки приборов. За окном - белесая дымка.

- Владимир Владимирович. Вы ведь летчик со стажем, что думаете про недавнюю трагедию в Иркутске?

- Я, конечно, не истина в последней инстанции, - отвечает он - и не знаю всех обстоятельств дела, но скажу, что с опаской отношусь к импортной авиационной технике. Во-первых, Россия, по бедности, берет ее уже бэушной. И это не лучший вариант. Во-вторых, в современных высокотехнологичных западных самолетах летчик все больше отстраняется компьютером от управления. Оно сегодня уже напоминает компьютерную игру, в которой летчику отводится роль оператора, а не пилота. Например, там отказались от штурвала в пользу джойстика. Разве это дело? Ведь в экстремальной ситуации управление штурвалом более близко к естественным реакциям человека. Да и комплектующие для тех же аэробусов делаются по всему миру. А значит, в отличие от нашего авиапрома, велика вероятность каких-то нестыковок, некачественной сборки. А вообще, как бы не смеялись над старичком АН-2, - настоящий честный самолет. Электроники никакой. Конструкция простая и надежная, проверенная временем. Пока замены ему нет.

"Кина" не будет

Подлетаем. А вот и дым, заволакивающий иллюминатор. Его запах ощутим даже в салоне. Это и есть тот самый, уже известный пожар, который тушат с земли. Благо, подъездные пути позволяют подогнать технику. Федоров делает отметку на карте. Летим дальше. Горизонт затягивает дымка, сквозь которую ничего не видно. Откуда она? "Это и есть самое хреновое, - рассказывают ребята. - Смесь испарений от земли после дождя с дымом. Теперь ясно. Эффектных прыжков я не дождусь. Куда прыгать-то? Возвращаемся.

Начинает чуть потряхивать. К горлу подкатывает ком. Хорошо, что перед полетом плотно не завтракал. Ребята смеются. Для таких длительных полетов АН-2, конечно, приспособлен слабо. Бензина, в идеале, на шесть часов. Большую территорию не облетишь, комфорта - ноль. "Вот мы с АН-26 прыгали, - комментируют они. - Это другое дело. Почти не трясет. Работать приятно". Чтобы скрыть подкатывающую тошноту, начинаю донимать вопросами:

- Часто такие осечки бывают?

- Раз на раз не приходится. Летишь в неизвестность. Ведь такую дымку синоптики не могут предугадать. Все становится ясно только на месте. Да и от погоды многое зависит. Полетим - не полетим. А дежурить обязаны. Все на нервах. К нам многие устраиваются из-за романтики. Попрыгать хочется. А когда видят, что даже если ты и прыгнул - удовольствия на пару минут, а потом лопату в зубы - и пошел, не всем по душе. Остаются самые стойкие. Кстати, чем больше прыжков, тем больше платят. А сегодня, сам видишь, в этом плане не повезло.

Садимся. После четырехчасового рокота и тряски тишина и покой особенно ощутимы. Кузнечики. Запах травы. И все-таки, есть в полете что-то такое, что манит и манит. Если пригласят, полечу еще!

Смотрите также: