aif.ru counter
41

Отложенное решение. Сколько ещё можно отодвигать введение ОДН?

Радостную для многих жителей региона новость о том, что ввод ОДН на воду в очередной раз откладывается, озвучил накануне губернатор Томской области Сергей Жвачкин. Стоит ли радоваться такому решению? И какие еще коммунальные проблемы требуют безотлагательного решения? Об этом мы говорим с председателем совета Томского союза собственников жилья, руководителем ЖКХ-Контроль в Томской области Чингисом Цыренжаповым.

Признать проблему

– Чингис Дымбрылович, губернатор Томской области в очередной раз отложил ОДН на воду. Для жителей-то это хорошо…

– Чтобы знать болезнь и начать ее лечить, нужно знать диагноз.. Сейчас все «утечки и протечки», которые происходят за пределами квартиры, навязываются к оплате жильцам. Мы платим за это ОДН и сейчас, просто сегодня эта сумма на общедомовое потребление заложена в других строчках.

Условно, если дом потребил триста литров, а в квартирах потребили только сто, то рассчитываться перед ресурсоснабжающей организацией дому приходится все равно за все 300. И даже если все поставят счетчики, с расчетом платить только за себя, то эти затраты войдут в «содержание общедомового имущества». Но если будет строчка ОДН, то жильцы задумаются, куда делись 200 никем не потребленных литров.

ТСЖ уже сейчас живут с ОДН на воду. Они считают, и либо раскидывают «недостачу» на всех, либо (и чаще всего) обследуют дом и находят проблемное место, устраняют протечку и пр. Поэтому и «оприборенность» домов с ТСЖ гораздо выше.

– И сколько можно закрывать глаза на проблему?

– Губернатор сделал правильный шаг, отсрочив ввод ОДН на воду. Официальная причина – неготовность коммунальщиков.

Однако затянувшаяся неготовность тоже вызывает вопросы, ведь времени было предостаточно, и в других регионах, хоть и болезненно, но операцию уже провели. Наши чиновники говорят, что у них нет возможности зайти в каждую квартиру и установить там приборы учета. Действительно, у нас есть много  квартир без приборов учета с нулевой пропиской, где по факту живут люди и пользуются водой, и никто за нее не платит. Но нет и эффективных механизмов, как с этим бороться. Как защитить добросовестных собственников помещений в многоквартирнике от недобросовестных собратьев?

Другое дело, что все же нужно найти идеальный момент, чтобы ввести ОДН. И считаю, что в апреле 2018 года уже он будет введен. Откладывать дальше нельзя, к тому же выборы губернатора уже прошли, президента тоже в марте выберут, и коммунальные платежи как фактор электорального поведения потеряет актуальность, так что уверен, решение будет реализовано.

Осознанный подход

– Было много разговоров о переводе некоторых коммунальных услуг в разряд жилищных. В чем смысл перестановок и стало ли от этого лучше?

– Речь шла, в частности, о том, чтобы ОДН, который раньше относился к коммунальным, перешел в разряд жилищных услуг. И был строго ограничен некими пределами, когда без согласия собственников нельзя начислить больше установленных нормативов. Задумка была в принципе правильная, но на территории Томской области она так и полностью не работает. Работает пока ОДН на электроэнергию.

Позитивность задумки я вижу в том, что теперь за ОДН отвечает одна инстанция – управляющая компания как единый оператор всей общедомовой коммуналки. Ведь поставщиком всех жилищных услуг является УК. Да и «утечки и протечки» увидеть и принять меры к устранению может именно УК. Между тем у УК своя правда – недоремонт домов копился много десятилетий, а за сверхнормативный ОДН отвечать только им. Поэтому сверхнорматив правдами-неправдами перебрасывается на жильцов, а управляющие компании загодя заготовили новые конторы с теми же названиями и с нулевыми лицензиями, чтобы, когда наступит время «Ч», бросить старые конторы с долгами перед ресурсниками.

Вывоз твердых бытовых отходов, наоборот, перейдет в разряд комуслуг. Это должно произойти в рамках отдельной «мусорной» реформы. Мы все видим, что страна завалена несанкционированным свалками, а полигоны переполнены. Это вызывает необходимость системных решений, в частности формирования поставщика новой коммунальной услуги – регионального оператора, который бы собирал, сортировал и цивилизованно утилизировал мусор, который привлек бы инвестиции в мусорную отрасль. Но для собственников жилья такой цивилизованный подход, скорее всего, выльется в повышение соответствующей платы. В долгосрочной же перспективе это поможет навести элементарный порядок, улучшить экологию, и наладить выпуск дешевых товаров из вторсырья. Но в Томской области с этим пока тишина. В других регионах темпы реформирования гораздо выше.

– С какими вопросами чаще всего обращаются люди в ЖКХ-контроль?  

Летом – это задержка подачи горячей воды, осенью – подача тепла. Когда начали внедрять капремонт домов, было завал вопросов по этой теме. Всегда в «топе» жалоб – недовольство работой управляющих компаний. Также людей по-прежнему волнует и повышение платы за ЖКУ. Но их стало значительно меньше. Сейчас население  спокойнее относятся к росту коммунальных тарифов.

Люди стали в целом понимать, за что. Отсюда уже не рост платы волнует людей, а волнует, что рост не влечет за собой повышения качества ЖКУ. У населения стала однозначно выше «коммунальная грамотность». Если раньше на  занятиях по жилищному просвещению были в основном пожилые люди, то сегодня преобладают люди среднего возраста, есть молодежь.

Нужна адекватная конкуренция

– До сих пор тепла нет более чем в десяти многоквартирных домах города. В чем причина?

– Больше всего печалит, что ситуация повторяется из года в год. Причины разные. Где-то сам дом не готов к приему тепла: управляющая компания не подсуетилась. Где-то большие долги у дома. Есть и фактор ветхости теплосетей, на устранении которого нужны капитальные вложения в гораздо большем объеме, чем сейчас. Еще одна серьезная проблема – бесхозяйные сети, где чаще всего и случаются порывы. Ресурсник, разумеется, не хочет тратить свои средства на их ремонт. Муниципалитеты тоже не торопятся брать сети в свою собственность.

Сколько копей сломано и с маленькими муниципальными котельными. Их содержание – одни убытки для местного бюджета. Чтобы сделать их хоть как-то рентабельными, нужно было отдать все единому оператору. А то у ресурсника все прибыльное, а у города – убыточное. Закон о теплоснабжении так и говорит, что в муниципалитете должна быть единая теплоснабжающая организация. Поэтому хорошо, что ТомскРТС сегодня занимается более чем 20 городскими котельными. Будем надеяться на их реконструкцию под таким грамотным управлением.

– Почему специалисты ЖКХ зачастую не готовы работать добросовестно?

– Специалистов как таковых в ЖКХ сейчас нет, есть учителя в прошлом, врачи, много бывших военнослужащих, юристов и экономистов. На добросовестность это, рассчитываю, не влияет, но на уровень профессионализма точно. Бардак в жилищно-коммунальной сфере от этого в том числе. Вот уже много лет доказываю, что нужны профессиональные управляющие многоквартирными домами – универсальные специалисты по всему комплексу домовых вопросов, по отношениям между людьми в доме.

ЖКХ – давно уже что-то ругательное. Ассоциации возникают скорее с унитазами и трубами, чем с комфортом и порядком по месту проживания. Меняем такое положение дел как можем. Вот журнал издаем «Томск-ЖКХ». В ТГАСУ набраны первые группы студентов, которые и будут в дальнейшем специалистами в сфере ЖКХ. Но эти студенты уже сейчас понимают, что их ждет – зарплаты маленькие,  престижа никакого.

К сожалению, у нас сегодня нет и адекватной конкуренции среди УК. Сам собственник не относится внимательно к выбору управляющей компании. Ситуация должна измениться, если конкурентные механизмы заработают, а отдельные собственники жилищного бизнеса пересмотрят отношение к своим УК.

Есть надежда, что заработают, в конце концов, инвестиционные механизмы – концессия, долгосрочное тарифное регулирование, общественный контроль за естественными монополями через межотраслевой совет потребителей, к работе которого у меня есть претензии. Это все в регионе только набирает обороты.

Оставить комментарий (0)
Loading...
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество