В Томске в сентябре этого года состоятся выборы мэра города. Правда, пока ничего даже не напоминает об этом. Говорят, «минимальная явка» - основная задача, которую поставили перед собой пиар-технологи предвыборного штаба действующего градоначальника. Тем не менее на эту должность уже выдвинулось шесть кандидатов. Иными словами, возможно, на выборах мэра появится хоть какая-то интрига. Например, на днях на должность градоначальника Томска выдвинулся Евгений МАКАРЕНКО, прежде работавший в администрации города Томска заместителем начальника департамента капитального строительства, а также в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока. Поскольку Евгений Макаренко, можно сказать, в публичной политике человек новый, мы решили познакомиться с ним поближе…
- Евгений Николаевич, ваше выдвижение достаточно неожиданно, вы действительно решили принять участие в выборах мэра, это не пиар-ход с вашей стороны?
- Да, я принял решение принять участие в выборах мэра Томска. И это вполне осознанное решение. Знаю, что это будет непростая выборная кампания, тем не менее я готов в ней участвовать. Уверен, что мне есть что предложить родному городу.
- Вопрос к вам, как к человеку, реализовавшему не одну государственную программу. Как вы думаете, почему Томск так мало участвует в федеральных проектах? С чем это связано? Городу не нужны деньги?
- Увы, Томск действительно практически не участвует в федеральных целевых программах (ФЦП). Почему такое происходит, понять несложно, - это рутинная, каторжная и нудная работа практически каждый день. Мэр Томска должен постоянно ездить в Москву, бывать в профильных министерствах или департаментах, которые с его заместителями или начальниками муниципальных департаментов работать никогда не будут. Кроме того, нужна плотная работа с областной администрацией, ведь муниципалитет может подготовить программу, а областная власть должна ее согласовать и предложить федеральному центру. Еще один немаловажный момент - контроль за распределением средств из Москвы намного жестче. Это целевые деньги, и спрос за их расходование достаточно серьезный. За них ведь нужно отчитаться, что у нас тоже далеко не все любят… Поэтому - зачем лишние сложности? Разумеется, есть российские города, успешно участвующие в разных ФЦП, каковых существует 24. Это программы как в области культуры, так и в области развития водохозяйственного комплекса, спорта, туризма, сохранения городских лесов и так далее. Пробовать участвовать нужно во всех, где только можно. Мы ведь хорошо понимаем, что без притока федеральных денег муниципалитетам приходится тяжело. Томску нужны эти деньги, только вот у местной администрации, похоже, другие приоритеты. Проще набрать довольно дорогих кредитов и расходовать их, по сути, на свое усмотрение.
- Где еще может заработать Томск, чтобы дать работу тысячам местных жителей?
- Прежде всего необходимо привлечение специалистов, составление стратегического плана, так просто, на пустом месте, завод нельзя создать. Нужно изучить рынок, каналы сбыта продукции, создавать льготы для бизнеса, который захочет этим заниматься, а не вставлять им палки в колеса. Вот простой пример: все знают о том, что в Томске созданы два промышленных парка на улице Березовой и на Кузовлевском тракте. Первый парк – для пищевых производств, второй – для промышленных предприятий. Во время работы в Департаменте капстроительства я и руководил разработкой и созданием промпарков в Томске. Тогда мы участвовали в конкурсе Минэкономразвития (МЭР РФ) по этой теме и заняли первое место, обойдя такие города как Новосисибирск, Казань и многие другие. В итоге бюджет Томска получил около миллиарда рублей из федерального бюджета на строительство данных промпарков, были разработаны площадки, подведены сети коммунальной инфраструктуры, электричество, вода, газ. Фактически инвестору, кто захотел бы разместить там свое производство, нужно было бы просто поставить коробку здания и начать работать с чистого листа. За подключение к коммунальным сетям с бизнесменов обещали никакой платы не брать. И что я узнал совсем недавно? С одного из инвесторов решили взять плату за подключение к электрическим сетям в размере 47 миллионов рублей. Это совершенно недопустимо. Правила не должны меняться произвольно. Сначала пообещали одно, а потом правила взяли и изменили. Это показывает неумение нынешней администрации работать с инвесторами. При мне такого точно не будет. Если мы не можем дать гарантий, никто тут работать не будет. И мэр Томска вполне может решить этот вопрос, это его обязанности.
- В Томске очень остро стоит вопрос с качеством питания для детей в садиках и школах. За последние три года было много пищевых отправлений. Сейчас все грешат на 44-й ФЗ о закупках, что никто ничего не может сделать, что выигрывает на аукционе тот, кто предложит самую низкую цену. Так можно ли что-то с этим сделать?
- К сожалению, сейчас модно все отдавать на так называемый «аутсорсинг», сбрасывая с себя социальные и иные обязательства, что конечно же приводит к злоупотреблениям, низкому качеству поставляемых продуктов. С самим 44-м законом вряд ли что можно будет сделать, а вот на месте вопрос решить в принципе можно. Ранее в школах, детских садиках существовали свои столовые и комбинаты питания. Потом их упразднили, передав все на аутсорсинг. Поэтому я считаю, что целесообразно воссоздать кухни в школах и детских садах, исходя из сложившейся весьма негативной практики. Увы, в Томске комбинатов питания на нынешний день почти не осталось, но восстановить их можно. Это, правда, будет стоить денег, но ради здоровья детей в городском бюджете такие средства найти стоит. Тогда и проблема решится сама по себе.
- Нужно ли Томску сохранять электрический транспорт? Многие считают, что трамваи и троллейбусы уже изжили себя, тем более это стоит больших дотаций из бюджета города.
- Такой транспорт стоит сохранить, прежде всего, трамваи. Сейчас мировой тренд – на сохранение и расширение трамвайных путей, электрический транспорт очень популярен за рубежом, так как он экологически чистый. Плюс, в Томске и Северске, как вы помните, даже были инвесторы, планировавшие создать скоростную ветку трамвая от Томска до Северска при прежнем руководстве города. Другое дело, что на функционирование томского ТТУ из бюджета постоянно выделялись сотни миллионов рублей, под эти цели привлекались большие кредиты банков, средства расходовались без счета, однако обновления трамвайно-троллейбусного парка не произошло. Все это нужно проверить, причем провести не только финансовый, но и управленческий аудит. Я считаю, что нужно попытаться сделать электротранспорт рентабельным, для этого снова нужно закупать новые трамваи и троллейбусы, прокладывать новые линии. В последний раз это делалось 8 лет назад.
- Вы говорите, что власть должна быть максимальной открытой, что вы под этим понимаете?
- Постоянный диалог с обществом, гражданами, СМИ, с обратной связью. Сейчас в России почти любая власть максимально закрыта от общества. Это неправильно и ошибочно. Чиновники (и мэр, прежде всего) должен интересоваться мнением томичей, вступать с ними в диалог, в противном случае ничего хорошего не выйдет. Руководитель города должен регулярно участвовать в пресс-конференциях, где ему могут задать самые неудобные вопросы, общаться с жителями в прямом эфире, лично приходить на общественные слушания и встречи. Так что в случае моего избрания ко мне на личный прием сможет прийти любой томич, он будет принят и выслушан. Ни одна просьба или жалоба не останется без внимания.
- Каково будет ваше первое решение, если вы станете мэром города?
- Я думаю, первое, что нужно сделать, это сформировать свою дееспособную и профессиональную команду, без команды не получится сделать ничего. С нынешней командой в городской администрации большие проблемы. Все видят, сколько было возбуждено уголовных дел против заместителей мэра. Поэтому для начала нужно пригласить честных и компетентных специалистов. Второе – нужен полноценный аудит всей работы администрации за последние пять лет. Без него будет совершенно непонятно, какие процессы происходят в администрации, что творится с финансами…