Примерное время чтения: 4 минуты
84

Укрощение огня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и факты - Томск 14/08/2012

На тушение лесных пожаров в области стянуты немалые силы, но тайга по-прежнему горит. Огнеборцы работают на износ и порой с риском для жизни.

Бочки с крыльями

На томском аэродроме - настоящий парад тяжелой авиации. Несмотря на смог, из-за которого задерживают гражданские рейсы, "пожарные" самолеты взлетают один за другим. Каждый из них под завязку заправлен топливом и водой. На борту Ил-76, например, установлены две громадные бочки, в которые помещается 42 тонны воды.

- Томичи молодцы, - хвалит бортоператор Михаил Ярошенко, - быстро подключают рукава и заливают в баки воду, как из пожарных машин, так и прямо из пожарного пруда. Он уже изрядно обмелел, воду в самолет закачивают буквально со дна вместе с илом, тиной и лягушками. Слышите, квакают в бочках.

Это, конечно, забавное преувеличение, тем не менее, объем воды, сброшенной тяжелой авиацией на томские леса, нешуточный - несколько тысяч тонн. В день каждая "бочка с крыльями" поднимается в небо примерно четыре раза, причем в условиях слабой видимости: над тайгой по-прежнему висит дымка.

- Какие еще трудности? - задумывается командир Ил-76

Андрей Смирнов. - Рельеф местности у вас равнинный, но всюду натыканы разные антенны, вышки. Чтобы не задеть их, нужно быть очень внимательными. Поэтому сначала мы делаем разведку на высоте 300 метров, потом снижаемся, и на высоте 60-70 метров от земли сбрасываем воду.

Эти бывалые летчики тушили леса в разных уголках страны, но, по их словам, самые грандиозные, самые неукротимые пожары бушуют в Сибири. Хвойные леса быстро занимаются и с треском горят. От могучих елей, сосен, кедрачей на пепелище остаются одни головешки.

Бегом по таЁжным дебрям

Однако недостаточно пролить тайгу с воздуха. Когда на почву плюхается масса воды, угольки разлетаются в разные стороны, из-за чего пожар может возобновиться. Чтобы его окончательно ликвидировать, на земле работают мобильные бригады: люди тушат из распылителя последние всполохи огня.

- Воду приходится возить вертолетами, - рассказывает Михаил Бегун, замначальника ГУ МЧС России по Томской области. - Емкость ставят недалеко от кромки пожара, и люди, как челноки, постоянно бегают к ней, чтобы заправить ранцевые огнетушители водой. В день по таежным дебрям они наматывают десятки километров. Это физически тяжелая работа.

Авиация сбивает в основном самые сильные пожары, а там, где огонь послабей, применяются дедовские методы - встречный отжиг, взрывчатка. Иногда, если пожар низовой, используется пенообразователь.

- Нынче пересохли многие естественные водоемы, служащие преградой для огня, - говорит Михаил Валентинович. - Как в таких случаях обычно поступают? Пригоняют на болота вездеходы: машины накатывают колею, в ней появляется вода, огонь в нее упирается и гаснет. А нынче вездеходы "оттаптывают" болота, а воды все равно нет. Поэтому кое-где начали тлеть торфяники.

Механизированный "кулак"

Понятно, что в таких природных условиях основная нагрузка по тушению пожаров ложится на людей. Орудия у них в руках самые традиционные - лопата, топор, пила. Ими прорубают просеки, чтобы огонь не распространялся, выкапывают минполосы там, куда не проходит техника. На отдельные участки леса удается затащить мотопомпы...

- В тушении пожаров задействован ударный механизированный комплекс, так называемый "кулак", - поясняет Михаил Бегун. - В него входят лесные трактора с плугом для опашки территории, бульдозера. Эффективно работают оперативные машины на базе уазиков, которые могут взять 4-5 человек, запас воды и далеко забраться по лесным тропам.

Со стихией в тайге сражаются авиадесантники, мчс-ники, военные и прочие "силы". А вот добровольцев, говорят, мало. Тех, кто не просто пеняет огнеборцам на нерасторопность, а кто готов отпроситься с работы, сесть в свою машину и поехать на "фронт пожара", не побоявшись наглотаться дыма или встретиться с медведем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах