Тревожная тенденция - в Томской области ввиду демографического кризиса растет число малокомплектных школ. Еще недавно их было около 120, сегодня почти 180. Село пустеет. Старая истина - чтобы деревни совсем не исчезли, в каждой из них должна быть школа. Зачастую они являются малокомплектными, и у них непростая жизнь. Об этом в интервью нашей газете рассказывает доцент кафедры общей педагогики и психологии ТГПУ, специалист по малокомплектным школам Елена Сартакова.
Школьный автобус - не для наших дорог
- Елена Евгеньевна, рост числа малокомплектных школ - это особенность региональной образовательной системы Томской области?
- Нет, малочисленность и малокомплектность - общая проблема 70 процентов сельских школ регионов России. В 2002 году решили, что надо подвозить детей из малых сел в большие, туда, где есть средние школы или интернаты. В трети регионов это удалось осуществить. Однако для большинства областей, где малая плотность населения и слабо развита сеть хороших дорог, эта модель не годится.
Конкретно в Томской области, пожалуй, только в Кожевниковском районе, где сохранилась сеть маленьких школ, есть неплохие дороги. Еще в двух-трех районах - средняя степень состояния дорог и транспорта, а в остальных районах организация массового подвоза школьников к месту обучения практически невозможна. Да и на содержание сельских школ тратятся неравные деньги. Богатые субъекты федерации, например, Якутия, такие школы обеспечивают по их потребности. Вторая группа регионов - не дотационных, как Томская область, - поддерживают малокомплектные школы. В дотационных регионах их постепенно переводят на подушевое финансирование.
- Насколько я помню, в стране всерьез заговорили о маленьких сельских школах после заседания Совета законодателей, на котором рассказали об этой проблеме президенту - тогда им был Путин.
- Да. И именно Администрация и Дума Томской области впервые на российском уровне стали практически поддерживать малокомплектные школы, разработав и внедрив новую систему расчета субвенций. Была разработана методика мониторинга таких школ и проведено их комплексное исследование. Губернатор Виктор Кресс, начальник департамента Леонид Глок, объездили все малокомплектные школы региона. В итоге был подготовлен отчет, в котором ситуация и проблемы каждой, подчеркиваю, каждой из школ были четко обозначены.
Это позволило разработать Концепцию и комплексную программу модернизации малокомплектных сельских школ. Финансово-экономический отдел департамента образования разработал принципы финансирования малокомплектных школ, практически рассчитал объем субвенций для каждой конкретной школы.
Разработаны коэффициенты, с помощью которых и осуществляется равноправное финансирование: коэффициент численности учащихся, лицензионной наполняемости, транспортной доступности. Такая система позволила при переходе на нормативно-подушевое финансирование увеличить объем финансовых средств на одну треть от общей суммы.
"Учитель больше не должен метаться между рядами"
- В понимании большинства горожан среднего возраста, не говоря уже о более старшем поколении, малокомплектная школа - это комната в деревянном доме, в которой сидят до десятка учеников трех, а то и четырех классов, а учитель ходит между партами, дает и проверяет задания то одному "классу", то другому.
- На самом деле есть разные виды малокомплектных школ. Та, о которой вы сказали, называется "школа - учительский дом". Такие школы существуют и в настоящее время, функционируют не только в отдаленных районах, но даже и в пригороде, например в поселке 86-й квартал, селе Тахтамышево Томского района. Однако, кроме начальных общеобразовательных учреждений, к малокомплектным относят основные и средние школы с числом обучающихся соответственно до 90 и 110 человек.
Зачастую они не только малокомплектные, то есть с неполным количеством классов, но и малочисленные с наполняемостью классов либо до 4-5, либо до 8-10 человек. Исходя из наполняемости классов, индивидуальных и возрастных особенностей школьников, родительского заказа, потенциала педагогов малокомплектные школы используют различные модели разновозрастного обучения в полном или частичном объеме.
Однако модель обучения той старой школы, когда учитель был единственным носителем информации, надеюсь, в прошлом. Благодаря принятой областной программе поддержки малокомплектных школ, о которой я говорила, теперь в каждой из них есть компьютеры, специальные репетиционные приборы "Символ". В процессе обучения используются рабочие тетради, которые стимулируют самостоятельную работу детей.
Разработаны и частично внедрены специальные компьютерные программы, благодаря которым ученик малокомплектной школы не только получает информацию, но и обучается в игровой форме. Активно используются дистанционные учебно-методические комплексы ТГУ, есть электронные комплексы по математике, разработанные под руководством профессора ТГПУ Э.Г. Гельфман.
Модели на любой "вкус"
- Кто, как говорится нынче, рулит процессом модернизации малокомплектных школ?
- Департамент общего образования обеспечил нормативно-правовое обеспечение процесса. Специалисты педагогического университета разработали и реализовала ряд проектов по подготовке, переподготовке кадров для малокомплектных школ, причем вуз вложил несколько миллионов рублей собственных средств. Особенно интересен последний крупный проект, связанный с теоретическим обоснованием и апробацией модели управленческо-педагогической команды для малокомплектных школ. Педагогический колледж с 2004 года готовит учителей для этих школ, а с 2008-го на бюджетной основе ведет их переподготовку. Областной институт повышения квалификации работает над повышением компетентности сельских педаго гов.
Научные разработки томских исследователей поддерживались со стороны и Мин
обрнауки и различными научными фондами, Институтом социально-педагогических проблем сельской школы Академии наук. Нашими учеными созданы и внедрены модели школ разновозрастного и частично разновозрастного обучения. В первой модели численность детей в классе 4-5 человек, во второй - до 10 человек. Объединять их - никакой академик не справится, не выучит. Но в Томске учеными, специалистами департамента, педагогами теоретически обоснованы и внедрены в практику технологии разновозрастного обучения.
За последние пять лет более 1000 педагогов прошли краткосрочные курсы повышения квалификации, переподготовки. Результаты вполне ощутимы. Если по результатам ЕГЭ 2007 года средний балл выпускников малокомплектных школ был ниже среднеобластного более чем на 10 единиц, то по результатам ЕГЭ 2009 и 2010 годов в числе лучших школ по результатам ЕГЭ - треть малокомплектных школ.
- Очень многое, понятно, зависит от муниципалитетов, руководителей районов. Они помогают ученым в работе с малокомплектными школами?
- Есть муниципалитеты, которые участвуют в экспериментальной деятельности по модернизации малокомплектных школ. Хочется поблагодарить администрации Каргасокского, Парабельского, Первомайкого, Асиновского, Зырянского и других районов. Здесь не кричат: "Дайте нам денег, и все будет в порядке!", а очень внимательно относятся к нашим предложениям. А есть муниципалитеты, которые в силу каких-то неясных моментов слабо используют наработанный опыт.