Художник, скульптор, актер, член Международной федерации художников России, член Европейского культурного клуба, почетный член Московской писательской организации.
Его имя известно далеко за пределами нашей области. Его работы хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Англии, Италии, Канады, а также у Путина, Лужкова, Тулеева, Ширвиндта. Более того - Международный биографический Кембриджский центр включил его имя в число наиболее влиятельных художников XX века. В эти дни Леонтий Усов отметил свое 60-летие.
В основном - памятники советской эпохи
- Леонтий Андреевич, скажите, почему в Томске есть хорошие скульпторы и так мало интересных памятников, в сравнении с другими российскими городами?
- Мало, твоя правда. Я всегда немного завидую Челябинску, Красноярску, Екатеринбургу, где много самых разных памятников. У нас их можно пересчитать по пальцам. Все больше стоят памятники советской эпохи, но и их становится все меньше. Обидно, что до сих пор в Томске нет памятника Клюеву. Это поэт первого ряда, на уровне с Есениным, при этом он здесь в нашем городе убиенный. Казалось бы, памятник такому поэту дело само собой разумеющееся, но не могу пока пробиться. Кроме этого в Томске был и Арап Петра Великого, и Радищев. Это, если говорить о таких больших личностях, которые определяли ход истории России, сделали большой вклад в ее культуру.
В Томске творил Обручев - не только великий ученый, но и большущий писатель. "Земля Санникова" - вершина приключенческой литературы. Нет достойного памятника Шишкову, Потанину. И это большой просчет, недостаток города. У нашего Томского отделения творческого Союза художников России есть проект "Памятники для России и мира". Там множество интересных идей, которые стали бы славой Томска, но с реализацией пока туго.
- Главная причина - деньги?
- И деньги в том числе. Конечно, чтобы поставить памятник средней величины из бронзы, нужен где-то миллион рублей. Сумма не маленькая. Но главная причина не только в этом. К примеру, многое зависит от интереса со стороны властей. Вот я недавно узнал, что у нас разрабатывается закон о памятниках. Представляю, что это будет, стоять только Ленину одному. Меня это очень настораживает, ведь закон это дышло, которое бьет по голове.
Как можно творчество поставить в рамки? Почему люди власти не понимаю, что такие памятники - это имидж Томска. И чем больше их будет, тем лучше. Ведь как наш город выстрелил с Чеховым? Это завидная судьба для памятника, когда за столь короткое время он стал известен всей стране. А "монтер" Кислицкого или памятник тапочкам? Сейчас новый проект - памятник капусте, в которой находят детей. Жалко, что не удалось отстоять замечательный памятник любовнику, висящему на балконе в трусах. Где он только не висел, но так и не нашлось для него достойного места. Надо было нам понастойчивее быть. Представляете, про нас бы говорили, вот у них любовник на балконе висит. Это же здорово!
Да, у нас в Томске не много памятников. Но все они уникальны и известны на всю страну. Но хотелось бы, чтобы мы могли похвастаться не только качеством, но и количеством.
Видеть проблемы глубже, масштабнее
- Чехов, Гоголь, Лермонтов, Моцарт, Станиславский, Бродский, Бетховен, Дали, Шекспир, Пушкин, можно долго продолжать этот список. Почему у вас так много "именных" скульптур?
- Все это удивительные, уникальные, гениальные люди. Классики или современники - они актуальны и по сей день. Просто они были гениальными людьми и видели проблемы мира глубже, масштабнее, чем другие. Мне приятно общаться с ними. Чаще всего создание скульптуры сопровождается внутренним диалогом с прообразом. О чем? Это практически всегда необъяснимо. Хотя легко понять, о чем был диалог, когда я создавал скульптуру Чехова с очистительной клизмой. Это была моя реакция на публикацию в одной томской газете: снова о том, нужен ли памятник Чехову или его стоит убрать.
Известно, что доктор Чехов часто назначал своим пациентам клизму - как средство простое и эффективное. Так вот нам всем пора поставить очистительную клизму. Потому что мы столько сил и времени тратим на ерунду. В первую очередь ставить надо политикам, потому что они портят нас, нашу жизнь, делают ее не лучше, а хуже. Но потом и нам, обывателям, за то, что позволяем им это.
- В творческом плане вы можете назвать себя счастливым человеком?
- Несомненно! За пределы своего города, в Россию, мир, пробиваются единицы. Мне повезло. Сколько у меня было потрясающих выставок - это большая удача. Вот только как со всем этим распорядиться время? Ведь и знать об этом не будешь, а если будешь? Это же так страшно, потом через много-много лет узнать, что ты забыт. Хорошо если будут обсуждать мое творчество, мои работы, пусть их даже ругают, но забвение - это ужасно.
- Хочется остаться в веках?
- Конечно (улыбается) именно это нами, художниками, и движет - желание закрепиться в вечности. В то время, когда я работал в театре, однажды я очень остро осознал, насколько актерская работа мимолетна. И тогда мне захотелось, как я люблю сейчас говорить, наследить в искусстве. Самым простым мне показалось взять в руку карандаш и начать рисовать. Потом перешел на скульптуру. И это стало моим любимым занятием, делом жизни.
Дерево - теплый материал
- Скажите, а почему все-таки дерево? Ведь скульпторы чаще лепят из гипса, таких как вы, работающих с деревом, среди профессионалов, пожалуй, единицы.
- Дерево - это прекрасный материал. Во-первых, он сопровождает человека всю жизнь, к нему отношение теплее. Во-вторых, это материал конечный, в отличие от переходного гипса. Кто знает, когда ты отольешь эту скульптуру из бронзы? Вот так было бы у меня за всю жизнь не такое множество работ, как сейчас, а хорошо, если с десяток работ бы набралось. Также уже готова, да и дерево - может храниться много-много лет.
- А какие ваши скульптуры лично вам особенно нравятся?
- Все. Правда, у меня такое внутреннее ощущение, что все мои работы удались. И чем больше времени скульптуре, тем она мне интереснее. Она уже намоленная, у нее есть своя судьба. Есть работы, которые побывали, к примеру, на всех заграничных выставках. И это уже совсем другие работы. Лично я не понимаю тех, кто напишет, а потом говорит, что не все удалось, можно было бы лучше. Так ты не делай плохо, чтоб потом не стыдиться.
- Леонтий Андреевич, вы много ездите, часто бываете за границей, вот недавно вернулись из Лондона. Скажите, как вы оцениваете современное русское искусство в мировом, так сказать, масштабе?
- Так только в России и сохранилось настоящее искусство, а в Европе все эти перформансы его уже до конца разрушили. Бедная Франция, я ходил по Монмартру, дух великих здесь живет, а современный уровень ниже наших художников на Арбате. Европа выхолощена, ее закат продолжается. Какая эпоха закончилась, она подарила нам великие имена: Данте, Шекспир, Сервантес, Бах, Дюрер, Моцарт. То, что было, все прошло, искусство закончилось на импрессионистах. А после Сальвадора Дали вообще дверь в искусство захлопнулась.
Кажется, что в Европе должно произойти что-то жуткое, какой-то беспредел, только страдания рождают великие вещи, цивилизация же все уничтожает. Искусство должно быть не формальным, а чувственным. Поэтому искусство есть в Африке, в Латинской Америке, в Азии и у нас. Мы еще не дошли до такой степени цивилизованности, головы другим заняты, у нас еще много проблем и больше душевности.
Наша страна настрадалась
- Какова же судьба России в этом глобальном процессе?
- С Россией все будет благополучно. Наша страна очень настрадалась, самый ужасный был, конечно, двадцатый век. Души были извращены, уничтожены, истоптаны. А ведь мы даже не покаялись за сделанное. Мы будет очень долго, миллиметровыми шагами идти к духовному возрождению. Через наши взаимоотношения друг с другом, с самим собой, через церковь. Это будет не скоро, но обязательно будет.
- Юбилей - это все-таки некий рубеж. Оглядываясь назад, скажите, чему жизнь, судьба вас научила?
- Это сложно. Вы знаете, что совсем недавно прямо перед юбилеем у меня случилась трагедия - умерла жена. В такие моменты понимаешь, как важно человеческое общение. И нужно успеть уделить родному, близкому человеку как можно больше внимания.
В Томске установлено два памятника Леонтия Усова: "Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего "Каштанку" и "Памятник болельщику", расположенный прямо на одной из трибун стадиона "Труд".