Примерное время чтения: 7 минут
50

"Нерентабельные" люди

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Аргументы и факты - Томск 05/12/2007

Село только на первый взгляд живет "замороженной" жизнью. На самом деле сельский житель уже мало чем отличается от городского. В дома пришел Интернет, население активно берет кредиты, пользуется различными банковскими услугами. Но как воспользоваться ими без очереди? Насколько доступно в глубинке без особых хлопот получить зарплату по перечислению, заплатить за коммунальные услуги, рассчитаться по налогам? Особенно сейчас, перед новым годом, когда все стараются рассчитаться с долгами, а люди пожилые к тому же торопятся получить компенсации за потерянные вклады.

Промежуточный вариант

Это мы решили проверить, побывав, что называется, на месте. Выбрали "промежуточный" вариант - село Малиновку, что в получасе езды от Томска. Подгадали, когда здесь будет работать "мобильная касса". Дело в том, что еще по весне Сбербанк принял решение в нерентабельных селах закрыть свои филиалы и организовать в них выездное обслуживание по графику. Обещали, что хуже людям не будет. И вот есть возможность убедиться, так ли это.

Подъехала с виду обычная "Газель", внутри - маленький банк. Правда, вмещает только самого работника да одного посетителя, поэтому все остальные ждут своей очереди на улице.

Когда я подошла к банковскому автомобилю, возле него как раз "дежурила" жительница Малиновки Татьяна Осиповна. Я спросила ее: удобно ли работать с "выездной бригадой"?

- Из-за нее я пропустила оплату транспортного налога и вот сейчас пришла платить сто рублей госпошлины за суд, - усмехнулась Татьяна Осиповна и объяснила: - Первый раз пришла, отстояв в очереди на морозе, сказали: налоги не принимаем. Видите ли, конец месяца, банк делает отчет! Второй визит тоже не принес результата. Только после того как я позвонила начальству, все рассказала, объяснила (а может, еще кто-нибудь позвонил), они стали выезжать сюда три раза в неделю вместо одного. Но время все равно было упущено: налоговая на меня подала в суд, и я заплатила штраф (14 с половиной рублей), да вот сейчас госпошлину прислали! Не знаю, примут или нет сейчас к оплате? А то меня еще раз оштрафуют.

По словам Татьяны Осиповны, местный филиал Сбербанка, который располагался тут же неподалеку, закрыт второй год. Во всяком случае, мерзнут в очередях люди уже вторую зиму. Поначалу машина приезжала раз в неделю на несколько часов. Люди приходили за два-три часа до начала приема, чтобы успеть получить свою пенсию, зарплату, пособие по безработице, заплатить госпошлину, налог, в конце концов, сделать вклад и забрать компенсацию за "сгоревшие" сбережения! После жалоб банк пошел на уступки: теперь машина приезжает трижды в неделю на четыре часа.

- Но проблема все равно остается: как попасть сюда во время рабочего дня? Вот у меня, например, скользящий график, сегодня - выходной, - продолжает Татьяна Осиповна. - Но могу и две недели не попасть...

Недоступные евро

Пока мы стоим, проходит минут 15 - в машине что-то долго выясняет бабулька. И день-то вроде бы не такой холодный, но становится зябко, ноги мерзнут в импортных сапогах. А если ждать целый час? Тем временем подходит еще один клиент. Представился Виктором Петровичем:

- Конечно, нам неудобно: жара не жара, мороз не мороз, - а стоять надо. У меня зарплату сюда переводят. Так что хочешь не хочешь, ходить надо.

- В городе, посмотришь, постоянно открываются новые офисы банков - людям идут навстречу. А мы-то чем хуже? Такое ощущение, что деревня никому не нужда, - добавляет присоединившаяся к очереди Тамара Павловна.

Тем временем из "Газели" выходит 70-летняя бабуля, которая наконец-то решила все свои дела. Ей тоже есть что сказать: - пять раз приходила, чтобы получить компенсацию! Замерзла, грипп заработала, потом долго-долго лечилась. То денег нету, то время приема вышло, - жалуется пенсионерка. - Сейчас вот хотела положить деньги на евро, так надежнее. Дело к новому году, кто ее знает - инфляция вон какая! Но не получилось, говорят: езжайте в город!

Люди так и не привыкли

Удивившись такой "продвинутой" бабуле, мы, тем не менее, засобирались домой: вконец продрогли на ноябрьском ветру. Уже из редакции обзвонили несколько сел, так же оставшихся без банков:

- Несмотря на то, что второй год идут эти изменения, люди до сих пор не привыкли, - говорит зам. главы Итатского сельского поселения Светлана Порошина. - Многие жители жалуются на тесноту кабинки, бабушки - на ступеньки, по которым приходится подниматься в "Газель".

- Мы были категорически против: ездили к управляющему Томским филиалом, но в принципе переломить ситуацию не смогли, - поддержал коллегу и.о. главы Октябрьского поселения Александр Крупенников. - Вопрос встал очень остро, когда начали выдавать компенсации по вкладам: одну бабку обслуживали по полчаса, а все остальные стояли в это время и возмущались. Раньше "Сбербанк" располагался в здании администрации: тепло, светло, удобно, работала одна сотрудница на полставки. Мы до сих пор сохраняем это помещение: а вдруг все вернется назад? Я не думаю, что банк от этой затеи выиграл. Ведь теперь приходится оплачивать транспортные расходы, охрану и т.д. Получается, реформа ради реформы?

Возможно, и несправедливо все упреки адресовать Сбербанку. Ведь только он, к сожалению, обслуживает сегодня село. Но люди потому и требовательны к нему, что нет другого, а главное - Сбербанк всегда выполнял особые социальные функции. Ему особо доверяет население, тем более сельское, по привычке считая его государственным, хотя он давно уже является акционерным. Но потому с него и особый спрос.

"Мы идем в ногу со временем".

Комментарий специалистов Сбербанка

Чтобы быть объективными, своими впечатлениями мы поделились с руководством Томского отделения Сбербанка. К сожалению, претензии селян не вызвали особой обеспокоенности, напротив, из пространного ответа следовало, что все делается в интересах населения, и сфера объездного обслуживания будет только расширяться.

- Сбербанк на колесах начал обслуживать жителей сел Итатка, Октябрьский, Малиновка, Турунтаево, Зоркальцево с декабря 2006 года и зарекомендовал себя положительно, - читаем в ответе управляющего Томским отделением Сбербанка Михаила Гребенникова. - К нам стали поступать предложения и от жителей других населенных пунктов Томского района с аналогичной просьбой. В результате банком принято решение об увеличении с февраля 2007 года режима обслуживания передвижных пунктов и вкладчиков, проживающих в Рыбалово, Халдеево, Подломске, Новорождественском, Новоархангельском, где до этого не было учреждений банка. Для этого решено приобрести второй специализированный автомобиль, что позволит не только обслужить новые адреса, но и чаще заезжать в села. Таким образом, закрыв пять нерентабельных касс, Томское отделение N8616 сегодня обслуживает жителей тринадцати населенных пунктов Томского района.

У Сбербанка есть ответ, как сократить ожидания. В качестве эксперимента сделано предложение администрации поселка Октябрьский перевести зарплату, пенсии на пластиковые карты, а также установить банкомат, через который с помощью банковских карт можно осуществлять различные платежи, в том числе оплату за кредиты и мобильные телефоны. Но ответ еще не получен.

Отдельно сказано о налогах: налоговые платежи по закону могут принимать и администрации поселений, не перекладывая эту работу на чьи-то плечи. Но, похоже, что тут все-таки единства недостигнуто, администрации поселений в свою очередь тоже не хотят брать на себя чужую обузу. А население от этого только страдает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах