Примерное время чтения: 7 минут
354

Преподаватель ТГУ Ольга Нагель: "Объединились не в ненависти, а в печали"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Томск 12/09/2007

Почему террористы именно осень выбирают для своих самых жестоких ударов по мирному населению? Вспомните - взрыв дома в Москве на улице Гурьянова, захват театра на Дубровке, школа в Беслане, подрыв поезда в московском метро и лондонской подземке, поездов в Испании, самолетная атака на Башни -близнецы в Нью-Йорке.... Все это происходило осенью.

Вероятно, психологический расчет был на то, что осенью и спецслужбы, и простые люди более расслаблены, после летнего отдохновения, более благодушно настроены. И хотя все теракты бесчеловечны, самое большое число жертв унесла самолетная атака на Башни - близнецы в Нью - Йорке, 11 сентября 2001 года. Свидетельницей тех черных для всего мира дней случилось стать преподавателю кафедры английской филологии ТГУ Ольге Нагель, которая в то время жила в США.. Наш корреспондент попросил ее поделиться воспоминаниями.

"Мозг отказывался считать это реальностью"

- Это был мой второй приезд в Америку, - рассказывает Ольга Васильевна, - я с двухлетним ребенком приехала в августе 2001 в Хьюстон, штат Техас, к мужу который стажировался в местном университете. Моя специальность связана с лингвистическими особенностями перевода, поэтому приятное совмещалось с полезным - мне интересно было пообщаться именно с жителями юга Америки, пополнить свой профессиональный багаж.

- Наверное, это было нетрудно, ведь американцы считаются такими же открытыми к общению, как и русские?

- Мне так не показалось поначалу, хотя возможно, это связано с менталитетом южан. Во всяком случае в Англии, среди англичан, которые считаются более консервативными, мне было легче завязывать контакты, чем в Хьюстоне. Да, окружающие были очень вежливы, улыбались, но не больше. А мне еще важно было, чтобы ребенок общался со сверстниками, не только с родителями. И, узнав, что в христианской церкви по воскресеньям собираются родители с детьми, я поехала туда, не будучи верующим человеком. Нас с сыном приняли очень радушно. Люди были простые, расспрашивали, о России, особенно о Сибири (для них было удивительно, что женщина из Сибири свободно говорит по - английски), давали свои адреса и телефоны, спрашивали мои - это называется у них "просить контакты", потом я получала письма с приглашениями. Соседка - американка проявила инициативу, нашла русскую православную церковь и свозила нас в нее на такую же воскресную встречу. Но там мы с сыном почему - то оказались никому не интересны, никто контактов не попросил.

- Как вы узнали об атаке на Башни - близнецы? Как отразилась эта трагедия на настроении, поведении американцев?

- Узнала, наверное, как все - включила телевизор, увидела страшные кадры и ничего не поняла, потому что никаких комментариев не было - ни закадровым голосом, ни текстом внизу кадра. Как и у многих в России - мне потом об этом рассказывали - первая мысль, что это кино. Мозг отказывался принимать информацию, что это реальность. Стала переключать каналы, но везде видела то же самое: башни рушатся, дым, пламя, люди на улице с расширенными глазами, некоторые фотографируют этот ужас. Такие безмолвные кадры продолжалось около получаса, после чего стали появляться объяснения, что это атака террористов, но кто напал на Америку не было ясно...Все были растеряны и испуганы, не понимали, кто враг и как он осмелился напасть на Америку.

Я, конечно, тоже была напугана, хотя у меня был уже, так сказать, российский опыт. Между прочим, хотя о терактах в нашей стране американцы, конечно, знали, им они казалось, если не естественными, то более или менее понятными - это происходило где-то далеко, где мало порядка и плохо работают службы, призванные охранять население. В их стране, с ее всемогущими ЦРУ, ФБР, полицией, такое казалось невозможным. Даже теперь, когда прошли годы, и многое известно, в стране осталось непонимание того, как власти такое могли допустить - я точно знаю это, потому что в прошлом году обсуждала трагедию 11 сентября со знакомой, американским психологом...А тогда весь день я боялась выходить на улицу с ребенком, только выглядывала в окно. Улицы были пустынными. Шоковое состояние длилось еще немало дней, в городе не было прежней оживленности, а те, кто выходил и выезжал на улицы, невольно поглядывали на небо.

"На первое место вышли общечеловеческие ценности"

- Было ли что -то в поведении американцев такого, что помогало им справляться с трагедией, того, чему бы и нам, и другим странам и народам не грех у них поучиться?

- Да, было. На первое место вышли не политические, а человеческие ценности. После того, как стали известны масштабы потерь и кто убийцы, американцы объединились не в своей ненависти, а в своей печали - я бы так это состояние определила - печали по погибшим и пострадавшим в катастрофе. Не было бурных обсуждений, была скорбь о погибших и стремление найти для себя ответы, как жить дальше, что нужно делать. Были очень трогательные и мужественные фильмы о спасателях - пожарных и о тех, кто летел на самолете рухнувшем в Пенсильвании. Пассажиры этого самолета по сотовой связи уже знали, что произошло с Башнями Торгового центра и, видимо, оказали сопротивление террористам. Дело в том, что некоторые из пассажиров звонили домой, близким - их голоса остались в автоответчиках, кто - то записал сообщение на магнитофон - об этом тоже был сделан фильм с участием родственников погибших.

В стране появился лозунг "Объединившись, мы выстоим!" И действительно объединялись. Возникли так называемые "сообщества соседей". Люди в этих сообществах охраняли территорию, следили за порядком, сообщали в полицию о малейших подозрениях, собирались вместе, чтобы поговорить о том, что происходит.

...После 11 сентября мы еще почти год прожили в Америке. Жизнь трудно возвращалась в свое русло, атмосфера напряженности поддерживалась "почтовой атакой" - письмами с бациллами Сибирской язвы, цветными уровнями опасности - оранжевым, красным. Каждый ощущал реальную угрозу, понимал, что может оказаться в числе жертв, но была выработана уже стратегия поведения - организованность и бдительность. Немыслимо было на секунду оставить пакет или сумку даже на секунду - тут же появлялся полицейский. А когда мы вновь прилетели в Америку уже во всю действовала новая система проверки в аэропортах, немыслимая прежде. Потом Америка ввела войска в Ирак и это тоже напрягло общество.

- Изменилось отношение к арабскому населению?

- После 11 сентября было несколько выпадов - кое - где громили арабские магазины. Но полиция быстро взяла ситуацию под контроль и обществом это осуждалось. Ввод войск в Ирак не был поддержан однозначно. Был один репортаж из молодежной аудитории, где ввод войск был воспринят восторженно, молодые парни рвались в бой, рвались убивать. Это выглядело страшно. Взрослое население старалось осмыслить случившееся, прежде чем принять или не принять эту войну. Единства не было, тем более, как я знаю от своих американских знакомых, его нет и сейчас.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах