Примерное время чтения: 6 минут
120

Владимир Коренев: "Идеи верные, решения спорные"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аргументы и факты - Томск 31/01/2007

Публичное обсуждение нового Генерального плана Томска вызвало поначалу ажиотаж. Сегодня он иссякает, хотя не пропало стремление томичей получить больше информации от специалистов. С этой целью мы обратились к декану архитектурного факультета ТГАСУ, председателю Томской организации Союза архитекторов России Владимиру Кореневу.

"Связи Томска и Северска четко не обозначены"

- Владимир Иннокентьевич, почему для работы над томским генпланом была выбран Санкт-Петербургский институт? Разве это не могли сделать томские архитекторы?

- Генеральный план Томска разработан Научно-проектным институтом пространственного планирования "ЭНКО" - организацией, созданной из специалистов Ленинградского НИИ градостроительства в постперестроечные времена. Я знаком с некоторыми ведущими работниками этого института, это профессиональная команда. К сожалению, в Томске специалистов с градостроительным образованием очень мало и они не в силах конкурировать с опытом центральных проектных институтов. Кстати, все предыдущие генпланы Томска и их корректировки проходили через Москву или Питер. Должен отметить, что в целом и эта работа сделана профессионально.

- Что нового предлагает генплан в застройке Томска? Куда раздвигаются границы города? Есть ли какое-то решение транспортной сети, которая с каждым днем все ближе к коллапсу?

- Городу предлагается развиваться на северо-восток (район Соснового Бора), восток (микрорайон Восточный, пос. Новый, район Академгородка), на юг (в сторону Богашево), частично на север (в направлении Северска), то есть туда, где имеются свободные территории. По-прежнему сохраняется веерно-полукольцевая схема. К существующим радиальным направлениям (Иркутский тракт, пр. Фрунзе, ул. Сибирская и др.) добавляются новые. Например, через ул. Больничную предусматривается создать главный дублер Иркутского тракта. Транспортные полукольца соединяют эти лучи и трассируются по условно круговым направлениям, постепенно удаляющимся от центрального городского ядра. Стратегически эти предложения правильны. Но когда начинаешь более детально рассматривать конкретную трассировку этих транспортных связей, то возникает немало вопросов. Например, не совсем ясно, как учтены растущие контакты Томска и Северска, транспортные потоки. Как было основное направление, которое выходило на улицу Смирнова, так оно и осталось. Какие-то дополнительные связи представлены очень робко.

Кстати говоря, ул. Смирнова, по замыслу проектировщиков, должна стать частью полукольца с выходом через ул. Стародеповскую, Транспортную, Жуковского к ул. Шевченко и ул. Елизаровых. Одновременно через это полукольцо предусматривается связь с новой радиальной магистралью юго-восточного направления. Это предложение можно только приветствовать, но очень трудно исполнить. На пересечении с улицей Лебедева появились за время подготовки генплана новые здания и фактически стратегические ворота для трассировки меридионального дублера заперты новой застройкой. Далее. Очень спорно выглядит в генплане транспортная магистраль, которая проходит по правобережью Томи с выходом на нижнюю платформу Лагерного сада. В глобальном смысле дорога по правобережью интересна и перспективна, но когда видишь реалии сегодняшнего дня, думаешь о непосильных средствах, которые необходимы, то понимаешь, что реализация этого предложения долго не будет возможна.

"Вопросов можно было избежать"

- Что же выходит? В Санкт-Петербурге люди работали над генпланом, а их коллеги из городского департамента архитектуры не сотрудничали с ними?

- Во всяком случае, ясно, что скорректировать детали плана было легче, если бы такие контакты были... Теперь о втором аспекте генплана - функциональном зонировании, то есть о том, какие территории как будут использоваться. От этого зависит дальнейшая цепочка проектирования. Здесь тоже возникают вопросы, которых можно было избежать при контактах томичей с питерцами на стадии подготовки генплана. В соответствии с ним 75% нового жилья приходится на многоэтажную застройку, при этом 60% объемов жилищного строительства планируется осуществлять на реконструируемых территориях, особенно имеющих ветхую малоэтажную застройку. С одной стороны, желание подчистить городские территории, занятые такими домами, понятно. Но вопрос - какая новая жилая застройка должна быть здесь: многоэтажная, средне-этажная или малоэтажная. И тут видны определенные противоречия. В ряде случаев на реконструируемых территориях с уже сложившейся малоэтажной застройкой, в том числе имеющей новые усадебные дома, предлагаются многоэтажки, а на свободных территориях, где как раз было бы уместно многоэтажное строительство, планируется малоэтажная усадебная застройка. Именно так, например, предлагается строить в районе железнодорожного вокзала Томск-2. И наоборот, в районе Академгородка, где есть свободные территории, запланированы малоэтажные здания.

Другой пример - территория, где расположен "Ролтом". Мощность предприятия упала, его территории, цеха сдаются в аренду под торговые комплексы. Однако в генплане эта территория рассматривается по-прежнему, как промышленная зона. А из этого следует, что здесь должна быть соответствующая санитарно-защитная зона, ограничение на застройку прилегающих территорий. Уместнее было не констатировать в генплане то, что было вчера, а предложить здесь новое использование, например, в виде общественно-деловой зоны.

- Теперь, когда есть генплан Томска, пиратские "уплотнения" станут невозможны?

- Дело в том, что он еще не принят окончательно, так как не прошли публичные слушания. Работа питерцев над генпланом шла нестабильно, какими-то волнами. Причина этого мне неизвестна, но факт таков, что мы начали раньше соседних городов, а сейчас оказались в хвосте. Переходя к вашему вопросу, хочу подчеркнуть, что генплан это не один, а два документа. Первый представляет стратегию пространственного развития города, а второй, не менее важный, нормативно-правовой документ - правила землепользования и застройки.

"Население получает большие права"

В этом документе все территориальные зоны должны получить собственный градостроительный регламент, где детально уточняется, что можно строить на этой территории, что нельзя. И ни мэрия, ни Дума не имеют права дать разрешение на строительство объектов, которых нет в этом перечне. Каждый инвестор, каждый томич с принятием этих правил будет точно знать, какие даются возможности по использованию этой территории. Скажем, один человек, живущий в районе малоэтажной застройки, радуется, что появится инвестор, который купит его дом, переселит семью в благоустроенную квартиру. А в соседних домах никакого инвестора не хотят, их владельцы собираются новые дома на своем участке строить. Так вот они смогут это сделать только в том случае, если этот район в генеральном плане зафиксирован как территориальная зона для малоэтажного строительства.

- Что же, навсегда никаких изменений?

Если инвестор считает, что данную территориальную зону надо изменить или изменить ее использование, он организует с помощью комиссии по правилам землепользования и застройки публичные слушания. И если они приводят к положительному результату, то решение передается в законодательный орган города для утверждения... Отделение Союза архитекторов просило мэрию передать материалы в проектные институты. Сейчас обсуждение идет среди специалистов нашего университета. Все замечания и предложения мы планируем систематизировать и обсудить на правлении Союза. Думаю, что авторам генплана надо будет давать время на доработку замечаний. Окончательный план мы получим не раньше конца года.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах