Старое поминать - дело негодное. Если бы не слезное послание нынешнего мэра Александра Макарова из СИЗО, где он клянется в открытости перед томичами и его честности. И если бы не панические нотки относительно того, что скандал с Макаровым расколол общество.
Цинизмом Александра Макарова вряд ли кого удивишь, а вот в его честность многие еще верят. Подтверждение - бабушки-старушки, которые с горячей картошкой дежурят у стен СИЗО, чтобы подкормить и поддержать "незаслуженно обиженного человека". Между тем сердобольному электорату нелишне знать, что нынешний скандал возник отнюдь не сейчас. А методы, которыми пользовался мэр, далеки от демократичных.
Наша редакция убедилась в этом четыре года назад, когда опубликовала статью "Мэр в паутине интриг", актуальную и по прошествии времени. Семейный бизнес, сомнительное окружение, занятие одного из постов в департаменте мэрии родственником, квартира, не так давно попавшая под обыск, которая лишь формально не принадлежит Макарову, а на самом деле владелицей является его жена.
Что было тогда? Судебный иск Александра Макарова в адрес редакции, где через строку звучало: "статья порочит честь и достоинство, наносит ущерб деловой репутации". И откровенный цинизм, когда отвергались вещи очевидные. Видимо, в расчете на то, что доказательств не удастся добыть. Благо, их нашли. И в отношении родственных связей, и в отношении "квартирного вопроса". За "оскорбленными честью и достоинством" явно просматривалось намерение припугнуть, проверить на крепость нервов, отбить желание раз и навсегда касаться этой темы. Не исключено, что эти приемы будут использованы и впредь, когда дело дойдет до расследования фактов куда более серьезных.
Послесловие.
Что делать дальше?
Однако дело не в частном случае, а в том, что он заставляет обратиться к вопросу, который волнует многих. Почему так долго не расследовались дела, которые для всех были столь очевидны?
Слухи о 18 или 20 папках с компроматом на Макарова, которые лежат то ли в сейфе у губернатора, то ли в ФСБ, ходят по крайней мере лет пять. Но никакого движения им дано не было. Более того, официальное обращение в прокуратуру Василия Еремина и Александра Деева с просьбой расследовать конкретные факты злоупотреблений А. Макаровым закончилось тем, что уголовные дела были заведены на его подчиненных Валитова и Хуснутдинова, а сам он опять остался в стороне.
Все поговаривали о том, что кто-то должен дать отмашку. Ее не осмеливался давать никто. Пока все-таки на это не решилась областная прокуратура, не поставив в известность даже губернатора. Очевидно, смелость эта связана с волной антикоррупционных дел, прокатившейся по стране и инициированной самим президентом.
Что здесь политика, а что самосохранение? Конечно, политики в задержании Макарова никакой нет. Есть желание некоторых СМИ подать это как громкий политический скандал, который транслируется на весь мир. Да умелое манипулирование общественным сознанием самим Макаровым, который шлет пламенные обращения из СИЗО. В отсутствие доказательств, которые прокуратура по вполне объективным причинам не может предоставить (поскольку это может повлиять на ход следствия)), перевес в общественном мнении явно на стороне опального мэра. Но это всего лишь вопрос времени.
А вот что очевидно, так это явное нежелание "сдавать" Макарова на протяжении длительного периода. В последние годы благодаря нынешнему губернатору Виктору Крессу политическая фортуна явно повернулась в сторону Томской области. То приезд президента, то 400-летие, то саммит, а теперь и ТВЗ, и "золотые" проекты, которые на пустом месте, без поддержки федерального центра, не рождаются. До скандалов ли?.. Петля затягивалась все туже, скандал все равно вышел наружу, но теперь уже приобрел не местечковое значение, а международный резонанс. И последствия его для Томской области могут быть не лучшими.
Что с этим делать? Решить для себя, что для нас важнее. Замять скандал, тогда надо просто выпустить Макарова, и сказать населению и всему сообществу: извините, вышла ошибочка. Или все же признать, что коррупция, как спрут, пронизала и нашу область, и нам не остается ничего иного, как максимально очиститься от нее. Пусть дадут ответ на это общественные институты, которых за последнее время в нашей области создано немало. Это и будет настоящей политикой. А областной прокуратуре нужно просто помочь. Сдается, что она может не справиться с той ответственной миссией, которая выпала ей. Это и будет лучшей реабилитацией имиджа области, который, что и говорить, коррупционный скандал сильно подпортил.