В 7.40 утра 28 сентября Анна Макарова как обычно отправила детей в школу. Но через двадцать минут Оля и Сережа прибежали назад в слезах: перед уроком мальчика встретила мама их одноклассника Мефтуна. Она кричала на Сережу, хлестала его по щекам, а потом тряхнула так, что он ударился о стену. Еще через три часа мальчика госпитализировали с диагнозом "сотрясение мозга".
"Схватила за грудки и кинула на лавку"
Так изложил нам эту историю дедушка Сережи, Владимир Макаров, который пришел в редакцию и принес письмо. Уже на следующий день мы пригласили в редакцию маму мальчика. Анна Владимировна приехала из больницы: накануне Сереже стало хуже: тошнота, рвота. В прошлом году у него уже было одно сотрясение. Во многом поэтому он, по мнению матери, и не успевал в учебе, был оставлен на второй год и первого сентября пошел в 4-й класс вместе с младшей сестрой.
С Мефтуном, по словам Анны Макаровой, сын был знаком и раньше. Возникали стычки. Когда мальчики оказались в одном классе, нашлись, видимо, новые поводы для конфликтов. Накануне инцидента Мефтун весь урок задирал Сережу, а тот на перемене пнул обидчика в ногу. Мефтун убежал домой, а наутро, как рассказывала далее Анна Макарова, в школу пришла его мама.
- Она пришла поговорить о поведении Сережи, пожаловалась, что он давно обижает ее сына, - продолжала излагать обстоятельства случившегося уже учитель Людмила Круглыхина. - Я обещала поговорить с Сережей, если будет нужно - и с его родителями. Потом она вышла, а я продолжила готовиться к уроку. Вдруг в коридоре послышался шум, я вышла и увидела, что мама Мефтуна Нуриева кричит на Сережу и машет руками.
Когда она поинтересовалась у мальчика, в чем дело, Сережа пожаловался, что Соня Нуриева буквально налетела на него в коридоре. Учительница забрала Сережу в класс. Однако Нуриева через минуту вновь вбежала в кабинет, где Сережа в это время раздевался за шкафом. Там она, видимо, и дала волю рукам. Подоспевшая учительница уже ничего не успела сделать, кроме как возмутиться. Так выглядит еще одна версия случившегося.
По совету директора Анна Макарова сразу же обратилась к инспектору по делам несовершеннолетних, написала заявление в Советском РОВД, отвезла Сережу на судмедэкспертизу. Если потребуется, Анна Владимировна намерена дойти до суда, чтобы добиться наказания матери Мефтуна. "Нам требуются деньги на лечение Сережи, ему нужна и помощь психолога - он же просто боится идти в школу!" - заключает Анна Макарова.
Не пускать родителей в школу?
А вот как выглядит заявление Сони Нуриевой: "На протяжении трех лет мой сын подвергается регулярным угрозам, избиению со стороны своего одноклассника Сережи Семенова. У ребенка на данный момент болят почки, ссадины на теле, Семенов даже умудрился вымогать деньги каждый учебный день. В случае отказа продолжает избиение". До самой Нуриевой нам дозвониться не удалось. Директор школы N4 Владимир Зятнин сообщил, что через пару часов после случившегося родители Мефтуна пришли с заявлением и забрали документы мальчика, объяснив, что уезжают в Азербайджан. В доказательство были предъявлены билеты. Отказать им в этом директор, как подтвердили и в городском департаменте образования, не имел права.
- Да, школа виновата, поскольку ребенок пострадал в наших стенах, - соглашается Владимир Иванович. - И теперь наша обязанность - провести расследование инцидента. Но как предотвратить повторение такого случая, я лично не знаю. Не допускать родителей в школу? Абсурд! Мы ведь, наоборот, стараемся, чтобы родители максимально участвовали в учебном процессе.
Между тем проблема не нова. Конфликт Семенова и Нури в школе N4 - не единственный. Здесь сейчас пытаются разобраться с одним из шестиклассников, который уже второй год терроризирует детей. Руководство школы настоятельно рекомендует родителям мальчика перевести его в другую школу, но...
- Мама категорически против, - разводит руками Владимир Зятнин. - Хотя в случае конфликта, который не могут исправить ни учителя, ни родители, я считаю это единственным выходом: ребенок попадает в новый коллектив, где его не знают, а значит, может зарекомендовать себя с лучшей стороны. Были случаи, когда такие проблемные ребята меняли по три коллектива и только благодаря этому заканчивали школу. Но, к сожалению, закон не позволяет нам исключить ребенка из школы. И я не удивляюсь, что, видя наше бессилие, родители начинают разбираться с обидчиком сами.
Нужна ли строгость?
- Скажу вам больше - у нас вообще нет никаких мер воздействия на ребенка, кроме педагогических, - соглашается Виктор Кашпур, и.о. начальника городского департамента образования. - Мы не можем без согласия родителей направить ребенка к психологу, даже если видим, что он испытывает трудности в учебе и общении со сверстниками. Мы не имеем права без согласия родителей перевести учащегося в коррекционный класс. И тем более мы не можем переводить ребенка в другую школу! Даже в уставах учебных заведений записано, что учащийся может быть исключен только в случае очень серьезного проступка и только по достижении 15 лет - то есть уже фактически после окончания девяти классов! Даже если от его действий страдает весь класс.
Впрочем, родителей Мефтуна Нури, как и маму Сережи Семенова, не нужно уговаривать перевести своего ребенка в другую школу - именно это они и собирались сделать в ближайшее время. А еще обе стороны удивительно сходятся в том, что считают основным виновником случившегося... школу. Соня Нуриева в заявлении утверждает, что обращалась к учителю и раньше, но получила совет "разбираться самим", Анна Макарова говорит, что учительница совершенно равнодушна к ее сыну, что проявилось и в столкновении с Нуриевой. Руководство школы с сожалением отмечает обратное: обе родительницы мало помогали сыновьям в учебе, в школе появлялись крайне редко, к советам и рекомендациям учителей не прислушивались.
Так как же выходить из конфликта? Увы, ситуация приняла серьезный оборот. Теперь ею наверняка займутся правоохранительные органы. И насколько нам удалось узнать, после расследования инспектора по делам несовершеннолетних дело передано в суд. Заведено уголовное дело.