Счетная палата была создана городскими депутатами еще несколько лет назад. Новый закон о местном самоуправлении заставил Счетную палату поменять не только название палаты, которая стала контрольным органом муниципалитета, но и идеологию работы. Сегодня, заявляет ее председатель Владимир Козырев, главная задача аудиторов не найти как можно больше нарушений законодательства со стороны администрации, а сообща работать на пополнение доходной части городского бюджета и повышать эффективность расходов.
"Нарушения, которые сложно объяснить незнанием"
- Владимир Степанович, вы с момента создания возглавляете Счетную палату Томска. Чем на ваш взгляд обусловлены выявляемые аудиторами нарушения: умыслом, незнанием, низким уровнем менеджмента городской администрации?
- Я бы сказал так: насколько высок уровень профессионализма сотрудников департамента финансов, ровно настолько непрофессионалы некоторые распорядители бюджетных средств. Прежде всего, дело в низкой дисциплине бухгалтерского учета низовых звеньев чиновничьей цепочки. Во многом именно эта небрежность приводит к нарушениям закона и ущербу для бюджета города.
Что же касается вопроса об умысле нарушений, то не в компетенции Счетной палаты делать подобные выводы. На это есть правоохранительные органы, с которыми мы работаем в тесном контакте. Однако на моей памяти немало нарушений, которые сложно допустить по незнанию. Особенно заставляли задуматься ситуации с продажей муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий. Скажем, сегодня муниципальное предприятие обращается с просьбой о выделении в хозяйственное ведение определенного помещения, которое якобы просто необходимо в его технологической цепочке, а уже через пару дней находит возможность для его реализации, потому как эти площади являются лишь обузой для предприятия.
В качестве примера: в одном из случаев за 1,5 млн. рублей продавалось имущество балансовой стоимостью 12 млн. рублей. Сегодня, в том числе и благодаря нашей работе, по таким фактам возбуждены уголовные дела.
- Можно ли говорить о том, что с годами нарушений, связанных с расходованием бюджетных средств или использованием муниципального имущества становится меньше? Вы своей работой дисциплинируете?
- Без сомнения. Во-первых, повысилось само внимание к нашей работе. Теперь депутаты рассматривают наши отчеты не только на сессиях и комитетах, но и созывают рабочие группы с участием представителей администрации. Или, скажем, собирается рабочая группа по корректировке бюджета, и из уст многих руководителей в ответ на предложения по распределению средств звучат такие слова: мол, не забывайте, что такое решение не придется по вкусу Счетной палате. Что же касается динамики нарушений за последние годы, то она также меняется в лучшую сторону. Серьезно снизился объем грубых, злостных нарушений. Например, редко в наших отчетах сегодня можно найти факты нецелевого использования бюджетных средств, как я уже говорил, положен конец продаже собственности через хозяйственное ведение, наведен порядок в льготных коэффициентах по арендным платежам. Теперь уже не найти предприятия, работающего на рынке алкогольной продукции, которое имеет льготный индивидуальный коэффициент или же частную стоматологическую клинику, арендная плата для которой равна тому же льготному коэффициенту. То есть мы сначала вскрываем проблему, находим потери бюджета, а затем стараемся их исключить.
"День вместо месяца на информирование"
- Недавно депутаты получили ваше заключение на отчет о приватизации муниципального имущества за 2005 год и отчет об исполнении программы приватизации за 2005 год и первое полугодие 2005 года. Насколько "тяжелыми" являются нарушения, найденные в ходе этих проверок?
- Я бы не назвал их легкими или незначительными, о чем бы не шла речь, главное в нашей работе - выявление финансовых нарушений. Так, нами найдены случаи нарушения федерального законодательства в части информирования населения в ходе приватизации имущества посредством публичной продажи. Закон предписывает информировать о предстоящей продаже за 30 дней до окончания приема заявок от претендентов. В нашем случае на это был отведен всего лишь один день. Но самое частое нарушение, связанное с приватизацией имущества, - это существенное запаздывание продажи земли под проданными объектами. Редкое исключение, когда земельные участки выкупались вместе с недвижимостью, потому как управление земельных отношений несвоевременно готовило участки к продаже. При этом новые собственники объектов с момента заключения договора купли-продажи здания одновременно заключали договор на аренду земельного участка до момента его полного выкупа. Таким образом, деньги приходили в бюджет несвоевременно, но в полном объеме. Поскольку одна из основных задач работы Счетной палаты - пополнение доходной части бюджета, мы будем прилагать усилия к урегулированию ситуации.
- Владимир Степанович, вы не раз повторяли, что задача Счетной палаты - это пополнение доходов бюджета. Можно в таком случае назвать какие-то осязаемые цифры этой работы?
- Некоторые вещи невозможно "пощупать". Так, мы не можем точно просчитать, сколько не потерял городской бюджет из-за отмены льготных индивидуальных коэффициентов. А ведь это тоже работа по увеличению доходной части. Так что если говорить о четких цифрах, то можно назвать лишь один показатель - имущество, внесенное благодаря нашим проверкам в активы города. Скажем, в 2005 году по итогам нашей работы основные фонды Томска увеличены на 55 млн. рублей. А это означает, что в дальнейшем это имущество сможет приносить городу доход, например, в виде аренды или продажи.
"После споров с депутатами, мы пришли к согласию"
- Проверка по названной вами программе, а также совсем недавняя проверка предприятия "Жилремэксплуатация", стали, пожалуй, самыми скандальными и неоднозначными даже с точки зрения "заказчиков" работы - депутатов. Чем вызвана критика ваших коллег по депутатскому корпусу?
- Счетная палата работает строго по поставленным задачам. В нашей работе по программе реабилитации коммунальной инфраструктуры депутатов интересовало прежде всего использование муниципального имущественного комплекса "Томскими коммунальными системами". Вопросов к ОАО "ТКС" - масса, и мои коллеги все их пытались переадресовать нашим аудиторам, в том числе и те, что напрямую касаются хозяйственной деятельности предприятия. А это уже не в рамках нашей компетенции. Однако после жарких споров мы все же пришли с депутатами к консенсусу - нам поручено провести еще ряд проверок по ТКС.
С аудитом "Жилремэксплуатации" вышла та же история. Нам было поручено посмотреть выполнение заказа муниципальным предприятием. Мы это поручение выполнили исходя из общих цифр плановых показателей, доведенных до предприятия.
Однако депутаты заявили, что нам было необходимо проверить всю цепочку, вплоть до работ на ряде домов по ул. Мокрушина. Я понимаю депутатов: они подняли очень больную тему - работу управляющих компаний в условиях нового Жилищного кодекса, а потому хотели бы получить ответы на все вопросы, досконально изучить ситуацию. Но это невозможно сделать в рамках одной проверки. Необходимо проверять всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а это уже ревизия месяцев на восемь. Более того, когда в нашем поручении заданы одни рамки, ни одно минимально подкованное юридически предприятие не допустит нас к документам, напрямую не касающимся проверки.
Сегодня по настоянию депутатов мы взяли четыре дома по ул. Мокрушина и ведем там проверку. Пока выявленные нами нарушения - это общие отклонения в работе управляющих компаний. Они связаны с переходом на подомовой учет. Скажем, с одного дома в месяц УК собирает 100 рублей, а на ремонт в нем тратит только 80, однако на реконструкцию другого - 130 при собранных 100 рублях. Есть жалобы жителей на то, что, скажем, 31 января 2005 года на прилегающих к домам территориям не убирался снег. Как это проверить? Мы же не следственные органы, чтобы опираться на показания. Мы работаем исключительно по документам. А там указано: снег в этот день был убран.
Досконально выяснить ситуацию невозможно. На этой проверке мы работаем на грани фола. Потому что, по сути, мы проверяем коммерческую деятельность не муниципального предприятия "Жилремэксплуатация", а одноименной частной управляющей компании. Здесь нет нашей вотчины - бюджетных средств. Средства, которыми распоряжается УК - это деньги населения. И если у жителей не складывается с УК диалог, то они самостоятельно либо должны прервать договор, либо взыскать по суду на их взгляд неверно потраченные деньги. Ведь депутат или аудитор не может прийти в магазин бытовой техники и сказать: а почему это вы продаете холодильники по 10 тыс. рублей, а не по пять? Здесь та же ситуация. На это и направлен Жилищный кодекс: потребитель услуг напрямую выведен на поставщика.
"Суть наших проверок изменилась"
- Владимир Степанович, вам, как депутату, хорошо известно, что последние два года тяжело дается принятие бюджета, обеспечение финансами расходных полномочий. В этой ситуации значимость Счетной палаты должна существенно повышаться.
- Доказательство тому - существенное увеличение поручений от депутатов дополнительно к утвержденным, плановым проверкам. Если раньше их было 3-4 в год. Уже за первое полугодие 2006 года мы проводим 10 внеплановых проверок. И если ранее мы в основном искали нарушения, то сегодня во многом суть наших проверок изменилась - мы проводим аудит эффективности использования бюджетных средств. Ведь одну и ту же сумму можно потратить по-разному. Например, сначала сделать крышу в детском садике, а затем провести внутренний ремонт. Или наоборот, летом сделать косметику, а осенью незалатанная крыша потечет и бюджет будет вынужден раскошелиться и на крышу и на новый ремонт. Поскольку у муниципалитета не так много возможностей для пополнения доходов
Налог на доходы физических лиц, городское имущество, одним из главных направлений нашей работы сегодня становится наведение порядка в земельных отношениях. Одно из направлений значимое - это пополнение доходной части бюджета. Мы уже готовимся к дальнейшей работе в рамках анализа поступлений в бюджет от использования городского имущества. Речь, к примеру, идет о кооперативных погребах и гаражах. С одной стороны, люди хотят поскорее получить их в собственность и платить все положенные налоги, с другой - административные препоны не позволяют им сделать это годами. Сегодня мы предлагаем на время "переходного периода" отдать эти участки в бессрочную аренду: люди начнут платить налоги в казну, а у чиновников будет время навести там порядок без ущерба для бюджета. Та же ситуация и с так называемым недостроем.
Большинство частных коттеджей в городе и за его чертой уже годами эксплуатируются владельцами, однако никто не платит налогов, потому как по документам это жилье является незавершенным строительством.
- А что касается постоянных разговоров по поводу выделения участков под строительство, вы проводили проверки в этой сфере?
- Сегодня реализация таких участков предусматривает аукционную форму. И пока в городе не было проведено ни одного аукциона, поскольку идут предпродажные оформления участков. Так что пока на этот вопрос я могу ответить лишь как депутат: по предложению думы все средства, вырученные от продажи таких участков, уйдут на подготовку следующих площадей, выставляемых на продажу. Таким образом, мы хотим запустить круговой механизм, который в будущем принесет бюджету немалый доход.