Прихватили прав. Имеет ли право тепловая инспекция идти на шантаж?

Александр Фирсов / АиФ

Не  секрет, что наступающий год  сулит рост тарифов. Да и сегодня, получая жировки,  мы с тревогой всматриваемся в цифры и понимаем, что надо еще больше затянуть пояса. Особенно большая доля расходов приходится на  оплату за тепло и горячую воду. 

   
   

Между тем отношения потребителей коммунальных ресурсов (ТСЖ, ЖК, УК и пр.) и поставщиков (РСО) складываются непросто. Сегодня  ситуация такова, что  у  потребителей ресурсов и ресурсоснабжающих организаций немало претензий друг к другу. Чаще всего они возникают тогда, когда надо подключать дома к теплу.

Люди ждут долгожданного обогрева, а им  говорят: не получите, потому что вы – должники. И страдает и тот, кто аккуратно платит, и  кто является злостным неплательщиком.  И  тут  в роли псевдовластного механизма, требующего возмещения долгов от ТСЖ, ЖК и управляющей  компании,  нередко выступают  тепловые инспекции как структурные подразделения РСО. Но имеют ли  на это право?

Кто «вышибает» долги?

Функции тепловой инспекции совсем другие. Сугубо технические. Но  вместо того  чтобы смотреть за готовностью сетей и оборудования, они  преследуют чисто коммерческие интересы по выбиванию долгов из жилищных обслуживающих организаций. Присваивают себе полномочие на принуждение, называя себя громко «инспекцией». В таких условиях одни успешно «откупаются», другим приходится совсем непросто.

Нередко поставщик тепловой энергии, наделив себя неограниченными правами, начинает прямо и жестко собирать коммунальные долги с домов, вместо того чтобы действовать в правовом поле – через суды и судебных приставов. Порой ТСЖ и ЖСК сталкиваются с откровенным шантажом со стороны монополиста: «не дадим тепло, пока не погасите долги либо не заключите договор, либо еще что­то».

Цитата
Требуется независимая тепловая инспекция.

Но долги здесь не главное. Есть долги обоснованные, которые нужно собирать ради того, чтобы нормально войти в зиму. Возмущает же сам факт наличия такого принудительного органа в руках ресурсной организации. С его помощью можно требовать и деньги, и уважительное отношение к себе, и что угодно. Так, злоупотребление монопольными правами со стороны продавца ресурса заключается также в навязывании ТСЖ и жилищным кооперативам невыгодных договорных условий. «Включу ­ не включу тепло» ­ вот самый главный рычаг давления на потребителей ресурса.

   
   

В настоящее время тепловая инспекция в некоторой степени является пережитком советской системы теплоснабжения, которая функционировала на праве государственной собственности на все. Сегодня в условиях частной собственности в коммунальной отрасли требуется независимая тепловая инспекция, которая будет отстаивать не только интересы поставщиков ресурсов, а всех участников процесса, в том числе муниципалитета и потребителей ресурса и населения.  Взаимодействие того, кто продает тепловую энергию, и того, кто покупает ресурс, сегодня должно строиться на рыночных отношениях равных сторон, когда продавец не стращает своего клиента инспекторами и инспекциями.

Рынок диктует всё

Речь идет о том, что каждый должен заниматься своим делом. Одни ­ обслуживать и ремонтировать тепловые сети, а также продавать тепловую энергию. Другие ­ осуществлять контрольно­надзорные функции, с полным правом называть себя «инспекцией». Тем более что в сфере теплоснабжения  их достаточно. За безопасностью эксплуатации систем теплопотребления следят службы Ростехнадзора. За соблюдением качества коммунальной услуги в виде отопления ­ Госжилнадзор.

Контрольными полномочиями наделены и органы местного самоуправления. Проверка готовности многоквартирных домов к отопительному периоду – это полномочия местных администраций, которые они не должны перекладывать на частные хозяйствующие субъекты, тем самым нарушая баланс интересов на рынке. При этом действующие муниципальные комиссии вряд ли способны охватить проверками весь жилищный фонд большого города.

Для того чтобы избежать злоупотреблений со стороны монополиста, на местном уровне важно сформировать правовые механизмы реализации муниципальных полномочий в сфере теплоснабжения, четко прописать порядок подписания актов готовности и приемки­передачи инженерных коммуникаций.

Правильно будет, если все ­  государственные надзорные ведомства, органы местного самоуправления, единая теплоснабжающая организация,  потребители и пр. ­ займут свое место в единой системе по оказанию услуг. А главной целью станет так отладить систему,  чтобы в домах жителей всегда было тепло и уютно.

Чингис  Цыренжапов,

председатель Томского союза собственников жилья, доцент ТГАСУ, руководитель проекта ЖКХ­Контроль» в Томской области, член областной Общественной палаты 

Смотрите также: