Платить, нельзя бойкотировать… Иначе томичам грозит мусорный коллапс?

   
   

Не только местный, но и российские журналисты констатируют: томские власти оказались не в состоянии реализовать  «мусорную» реформу. Вроде бы область разделили на «сферы влияния»  операторов. Однако в Томске и Томском  районе оператор так и не начал работать ни по-новому, ни по-старому. Что будет теперь? Об этом мы решили поговорить с экспертом Общероссийского народного фронта по жилищному законодательству и    жилищно-коммунальному хозяйству Владимиром Фурсиным.

Всё не как у людей…

- Владимир Юрьевич, что все-таки с региональным оператором, который должен был начать работать   на территории Томска и Томского района с января 2019 года? Когда это наконец произойдет? Всех волнует этот вопрос по той простой причине, что томичам пока так и не озвучены цены на вывоз мусора с человека. Рост же обещают до 500 рублей…

- К сожалению, обрадовать томичей в этом плане по-прежнему нечем. Региональный оператор на территории Томска и Томского района до сих пор не приступил к выполнению своих функциональных обязанностей. Управляющим организациям ТСЖ и кооперативам пока не представлены договоры с ним. Так же и населению не представлены договоры с региональным оператором. Поэтому, скорее всего, январь томичам придется оплачивать  мусор по старым правилам. Причем никаких разъяснений со стороны администрации, которая не исполнила требования законодательства, мы не наблюдаем. А ведь для этого вполне можно было бы использовать СМИ. Томичи в недоумении. С одной стороны,  получается, что по новым правилам  нужно платить по тарифам, которых пока  нет. С другой - оплату по старым правилам могут посчитать нарушением закона. Мне кажется, власти должны в ближайшее время в обязательном порядке   прояснить ситуацию. Ведь у нас много  средств из бюджета  отводится на работу со СМИ, а именно -  для разъяснения текущего состояния дел населению. На деле же реальной и актуальной информации у людей нет. В итоге мы видим растрату бюджетных денег на расхваливание чиновниками самих себя. А когда людям необходимо что-то реальное узнать - тишина. Информацию приходится добывать чуть ли не партизанскими методами.

- В чем же на ваш взгляд загвоздка, ведь объявленный оператор – МУП «САХ» - по местным меркам самый опытный «игрок» на мусорном рынке? Почему же сорганизоваться не может даже он – чего не хватает?

- Вообще, для меня удивительно, что «Спецавтохозяйство», которое  и так толком не справляется  со своими обязанностями, нагружают все больше  и больше. Зачем им  дополнительный груз? Ведь у нас есть и другие организации, которые бы могли справиться с этой задачей. Может, кому-то нужно, чтобы САХ обанкротился и перестал существовать? А ведь через него проходят сотни миллионов бюджетных рублей…

Что еще не сделано?

- Какие, на ваш взгляд,  обязательные мероприятия в рамках «путинских»  преобразований  еще не выполнены?

   
   

- В соответствии с новыми правилами  региональный оператор вместе с Департаментом тарифного регулирования должен разработать соответствующий тариф, по которому томичам  могли бы  рассчитывать плату за мусор. Потому что рассчитать плату без тарифа очень трудно.  Затем региональный же оператор должен заключить договоры на вывоз мусора  с   подрядчиками. И  затем уже должны заключаться договоры со, скажем так, управляющими лицами.  Это, с одной стороны, управляющие компании, товарищества, кооперативы. С другой - потребители. По крайней мере, там, где принято решение о прямых договорах.   

- А когда дело должно дойти до расчета тарифа, размер которого сегодня касается буквально всех?

- В идеале это должно было случиться еще в 2018 году. Кстати, по идее, отсутствие тарифа должно было привести к такой ситуации, что нет оснований для выставления счета на оплату. Но их все равно выставят.  Правда, я ни в коем случае  не призываю прекратить оплачивать услуги специализированных организаций, вывозящих сегодня мусор «вне закона». Потому что в таком случае эти самые организации просто перестанут делать это, чего нельзя допустить ни в коем случае. Поэтому многие собственники в домах приняли  здравое решение: они включают в тариф с квадратного метра услуги по вывозу твердых коммунальных отходов до момента заключения договора с региональным оператором. То есть то, что не смогла сделать  администрация, томичи пытаются вынести на своих плечах.

Честно говоря, в создавшейся  ситуации надо бы обязать администрацию  из бюджета компенсировать  этот вывоз, раз чиновники «проспали» и «завалили» реформу в Томске. Тут они явно не справились с возложенным на нее обязанностями. Увы, но мы понимаем, что этого не будет. Хотя уже сейчас понятно, что должны быть наказаны те чиновники, кто не выполнил в должном объеме её требования - это факт. Самое главное, как я уже говорил, это то, что в самой большой зоне (город Томск и Томский район) оператор так и не приступил к работе в новых условиях. А ведь никто не мешал начать подготовку к реформе заблаговременно. Например, еще летом, как только было озвучено названии компании победителя на «операторство».

Город зарастет мусором

- С другой стороны, «Спецавтохозяйство» пусть и поздно, но объявило аукцион на отбор перевозчиков мусора. Правда, те уже заявили, что не будут участвовать в нем из-за  расценок, которые ниже  существующих. Что будет, если аукцион сорвется?

- В таком случае «Спецавтохозяйство» должно будет самостоятельно вывозить отходы. И тут не надо быть пророком, чтобы понять: город мгновенно зарастет мусором. Это предприятие не справляется даже с существующим  минимальным объемом, что уж говорить о большем. Тем более о Томском районе с его-то расстояниями?  И в таком случае Томск рискует подсоединиться к регионам, где, протестуя против мусорных завалов, люди вышли на митинги.

- На ваш взгляд, что надо сделать, чтобы всего этого не допустить?

- В поправках к принятому закону о реформе сказано, что если оператор не приступает к исполнению своих обязанностей, то региональная власть должна назначить нового. То есть это должна сделать администрация Томской области. Или инициировать процесс должна областная прокуратура. Дело ведь не шуточное и стоит на особом контроле и в центральном штабе ОНФ и в администрации президента. Тут не до политических раскладов и игрищ, с народным недовольством не шутят…

- Кстати про недовольства. Как ОНФ оценивает компанию по очистке томских улиц от снега? Спал ли поток жалоб к вам от томичей?

- В основном да, но  есть участки, которым по-прежнему уделяется мало внимания. Например, недавно проезжал район Керепети и обратил внимание на огромный сугроб, который нагребла коммунальная техника. Из-за него автомобилистам, выезжающим на проспект Ленина из района Керепеть, ничего не видно. Хотелось, чтобы такие моменты, напрямую влияющие на безопасность дорожного движения, коммунальщики тоже  учитывали, а не просто  бездумно сгребали снег. Причем в таких случаях ответственность еще нужно возлагать и на органы местного самоуправления, которые своим бездействием способствуют созданию аварийных ситуаций на главной магистрали города. Еще одна проблема - занесенная снегом дорожная разметка. А ведь сейчас на многих перекрестках установлены камеры, четко отслеживающие момент, когда автомобиль останавливается за стоп- линией. Но из-за снега этой самой стоп-линии-то и не видно. Плюс невидимая разметка приводит к тому, что автомобилисты не чувствуют размеры отведенных для их автомобилей дорожных полос и ориентируются на продавленные в снежном покрытии колеи. А эти колеи частенько с полосами не совпадают. Вот и получается разнобой, и тут  до беды недалеко. Особенно этот разнобой заметен возле АРЗовского кольца.  Слава богу, скоро весна и постепенно тяжесть этих проблем начнет уменьшатся сама собой…

Смотрите также: