10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья. По официальным данным, информационная нагрузка на человека за последнее время увеличилась в 10 раз.
Легко ли такое выдержать нашей психике? А еще нам, сибирякам, приходится жить в непростых климатических условиях. Осень - в разгаре. Хмурое небо, холодный ветер, мелкая морось нагоняют тоску. Погруженные в свои дела, мы не всегда замечаем, как меняется наше настроение. То, над чем вчера бы посмеялись, сегодня раздражает, работа, которая недавно была в радость, начинает напрягать. Недаром пословица говорит: "Придет осень, за все спросит". Часто мы не осознаем осенние изменения настроения как проблему. А проблема есть, и о ней мы говорим с доцентом, кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии
Сибирского государственного медицинского университета Надеждой Мамышевой.
"Состояние души или болезнь?"
- Надежда Леонидовна, говорят, осенью, когда долго нет солнца, надо просто сходить несколько раз в солярий, и настроение улучшится. Еще важно, чтобы на работе помещение было окрашено в радужные цвета...
- Действительно, мы зависим от количества солнечных дней в году, - говорит Надежда Леонидовна. - Солнечное или пасмурное небо влияет на часть подкорковой структуры мозга, которая обуславливает фон настроения. И в этом плане осень нам часто радости не добавляет. Когда долго пасмурно, уровень серотонина в организме снижается, настроение падает. Но зависимость не прямая - кому-то нравится осенняя пасмурная погода, дождик, возможность уединиться, книжку почитать, помечтать. И, верно, что на работе должна быть хорошая освещенность и соответствующая цветовая гамма помещений. Но если у человека осенью растет неудовлетворенность во всех или каких-то очень важных жизненных потребностях, то ни солнышко, ни солярий не помогут. Здесь нужно более серьезное воздействие специалиста...
- То есть - идти к врачу, к терапевту. А там очередь на прием длиной в неделю. Да и что может терапевт? Таблетки для спокойствия души выписать? Так полно рекламы БАДов, предлагающих быструю радость...
- Давайте по порядку. Во-первых, вы не правы насчет терапевтов. Мы очень часто встречаемся с терапевтами и называем им те симптомы, которые дают основания заподозрить депрессию и направить такого пациента к нам, психотерапевтам, психиатрам. Говорю заподозрить, потому что депрессия нередко прячется за другими симптомами, за другими настроениями. Надо понимать - где просто состояние души или плохое настроение, а где уже болезненное состояние, которое нужно лечить.
Условную границу здесь можно определить так. Когда состояние человека не мешает ему сохранять высокий уровень трудоспобности и он справляется с бытовыми проблемами, но чувствует некоторое снижение настроения, то это может быть связано с личностными характеристиками. Но когда появляются первые признаки сложностей в адаптации дома и на работе, возрастает трудность от выполнения производственных заданий, которые раньше были преодолимы, когда контакты с окружающими строятся тяжелей и хочется уйти от этих контактов, закрыться, тогда надо идти к специалисту. Для начала к психотерапевту.
Признаки нездоровья
- Как определить этот порог. Дайте, пожалуйста, его более детальные признаки, симптомы...
- Ситуации могут быть самые разные - нарушения сна, аппетита, ритма сердца, неприятные ощущения тела, все валится из рук. Классическое течение депрессии проявляется в снижении активности, работоспособности, сложности формирования мысли в разговоре. Становится трудно составить предложение, ответить сразу на поставленный вопрос. Такое ощущение, что мысли тормозятся. Трудно выбрать более актуальную проблему. Мир воспринимается в серых тонах, все как-то не благополучно складывается, хотя объективно ничего плохого не происходит.
И есть более сложные ситуации, когда беспричинно повышается тревожность за себя, за своих близких, по поводу событий, которые раньше не вызывали тревожных переживаний. Наконец, явный признак душевного нездоровья, когда человек начинает думать зачем ему жить, появляются суицидальные настроения... И надо обратиться к специалистам, может быть, пройти лечение в стационаре, чтобы изменилось отношение к жизни, к себе, к своим возможностям.
- Есть такое мнение, что надо менять место работы?
- На самом деле можно говорить о явлении профессиональной деформации, а в крайних случаях о профессиональном выгорании. Есть также понятие синдрома хронической усталости, особенно часто оно возникает, когда личностный потенциал не используется сполна. То есть человек чувствует, что он вырос из прежних рамок в своей профессии, а ему ничего нового, интересного не предлагают, в должности не повышают. Тогда действительно надо что-то менять.
А если человек в рамках своей профессии все время находит что-то интересное, то может работать и десять, и двадцать лет, и ему незачем что-то менять. Только нужно правильно планировать работу и отдых в течение недели, использовать сполна отпуск на то, что нравится: кому-то уехать далеко от дома, кому-то, наоборот, побыть в родных местах, но на природе, а кому-то просто выспаться, покайфовать в домашних условиях.
"Внутриличностный конфликт"
- В девяностые, когда кругом все было трудно, сложно и просто плохо, я случайно попал на детский концерт в Северске. Празднично одетые зрители и родители выступающих, яркие костюмы танцоров, шквал аплодисментов...Я вышел после концерта в другом настроении: "Дети, поют, танцуют, радуются - жизнь продолжается".
- Такие ситуации нередко встречаются в групповых занятиях у психотерапевтов, когда участники, жалующиеся на депрессию, проговаривают свои трудные жизненные ситуации. Обычно у некоторых происходит озарения, когда они послушают других: "Боже мой, оказывается у меня все не так плохо, как у других!". На этом фоне человек легко вырывается из депрессии, у него появляется желание жить и работать.
А до этого была сильно завышена планка потребностей, и бесконечные требования к себе вгоняли в ступор. Это не столько патология, сколько внутриличностный конфликт. Очень часто он наблюдается не только у людей среднего достатка, но и у бизнесменов, топ-менеджеров, участвующих в гонке новых проектов, вложения средств, получения дивидендов. Наступает момент, когда теряется смысл этой гонки, и она рождает внутренний хаос.
- Возникают ли депрессивные состояния в результате компьютерных зависимостей?
- Да, и печально, что этим депрессиям становятся подвержены молодые люди, у которых мог быть высокий жизненный потенциал. У меня были пациенты - компьютерщики, программисты, у которых на фоне их зависимости теряется ценностная ориентация. Некоторые искренне не понимают, зачем иметь свою квартиру, жениться, иметь детей. Ведь это ограничивает уровень свободы, не проще ли общаться в Интернете, защищая себя от возможных проблем...