В маске без табу

   
   

На выставке "Черная Африка", которая недавно открылась в краеведческом музее, нет буйства тропических красок. Экспозиция выдержана в спокойных песочных и терракотовых тонах, а фоном для экзотических предметов служит черное полотно. Оно символизирует цвет кожи племен, обитающих в бассейнах рек Конго и Нигер. 160 подлинных предметов африканской культуры привез в Томск новосибирский коллекционер Игорь Гребнев.

Некоторые экспонаты, представленные здесь, настраивают на какой-то мистический лад. На стене, например, висят ритуальные маски разных племен. Одни пугают злобными гримасами, другие, наоборот, излучают какое-то неземное умиротворение, олицетворяя собой добрых и злых духов. Маски африканцы надевали во время календарных праздников, связанных с посадкой или со сбором урожая, а также во время других важных событий в жизни общины, таких как инициация, свадьба или похороны.

Женщин пугали и баловали

- Маски вырезались обычно из дерева, расписывались красками, - рассказывает куратор выставки Андрей Шаповалов. - Надевая маску, человек как бы перевоплощался в существо, которое изображал, - предка, духа или животное. При этом он мог вести себя смешно, дико, неприлично, потому что во время ритуала отменялись все табу. Люди в масках исполняли танцы, разыгрывали сценки по мифологическим сюжетам племени. Это магическое действо происходило под бой барабанов - тамтамов. Их ритм вводил людей в транс.

Одна из самых выразительных и страшных масок - с выпученными глазами и разверзнутым ртом - использовалась для запугивания женщин. Дело в том, что большая часть африканского народа жила традиционным земледелием, которым занимались в основном женщины. Если они ленились, плохо обрабатывали поля и урожай был скудным, мужчины могли напасть на них в масках. В таком виде они внушали сакральный страх - женщины воспринимали это действо как гнев предков.

Справедливости ради надо отметить, что женщины в Африке не были париями, их любили и даже баловали, о чем красноречиво говорит обилие украшений на выставке. Самая удивительная "драгоценность" - массивное колье весом 4,5 килограмма, собранное из каменных, костяных и бронзовых бусин. Однако мужчины всячески старались подчеркнуть свое превосходство. Достаточно посмотреть на трон вождя, ножкой которого служит фигура богини-прародительницы. Вождь, сидящий сверху, как бы утверждал мужское господство.

Мужчины охотились и колдовали

"Сильная" половина африканцев была не только охотниками и воинами, но и колдунами, прорицателями, знахарями. Они совершали обряды, приносящие спасительный дождь после затянувшейся засухи, врачевали, просили у духов заступничества во время набегов враждебных племен. Люди, обладавшие магической силой, зачастую изготавливали и фетиши - деревянные скульптурки, своеобразные обереги, которые охраняли дом от воров, человека от сглаза. Обычно они имели устрашающий вид.

- Двуликий идол Манкиси, например, очень суровый. Он помогал своему хозяину, если тот задабривал его. Но мог и навредить, если у человека не было возможности делать фетишу подношения, - рассказывает сотрудница Краеведческого музея Людмила Исаева. - Кстати, довольно опасные обряды вуду тоже родом из Африки. Подтверждение тому фетиш, утыканный гвоздями. Человек, совершавший этот жуткий обряд, вызывал ярость духа, обитавшего в фигурке, и направлял ее на своего недруга. Из-за чего жертва могла заболеть и даже погибнуть.

Расцвечивают выставку оригинальные африканские панно, сотканные ремесленниками. Причудливые узоры на них являются зашифрованными духовными символами. Вообще, в Африке все пронизано магией, даже самая бытовая вещь - будь то дверь или сосуд из тыквы. Даже одежду африканцы носят не для того, чтобы скрыть наготу, а чтобы защититься от нечистых духов. Словом, загадочные они люди, с каким-то первобытным и самобытным мировоззрением.

Смотрите также: