Какая школа нужна?

   
   

Одним из ключевых событий 11 Сибирского форума образования стала встреча его участников за "круглым столом", где педагоги и директора школ, представители департаментов образования, томских вузов обсуждали возможности взаимодействия для инновационного развития образования.

Модераторами обсуждений проблем образования стали: научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин и директор Института инноваций в образовании Томского государственного университета

Галина Прозументова.

"Нужна ясность"

- Обсудим, почему тема взаимодействия стала такой актуальной, - предложила Прозументова. - На мой взгляд, это связано с особенностями развития образования. В Томской области мы наблюдаем на этот счет разнообразие стратегий. Наряду с новыми элементами управления образованием, которое во всем мире подвергается критике, так как требует больших затрат, но не дает существенных результатов, используются стратегии проектирования, лидерства и ряд других.

В этой связи нужна более четкая политика в сфере образования. Сегодня непонятно, кого и за что поддерживают - то одни, то другие школы, то направления элитности обучения, то по одаренности. Нужна ясность, объяснение, почему выбраны именно эти приоритеты. Считаю, достойная цель для томского консорциума вузов - создание вместе с областным департаментом образования проекта региональной стратегии развития образования, взаимодействия вузов и школ.

Начальник департамента общего образования Александр Щипков отметил, что его ведомством принят комплекс мер, в которых приоритетом являются новое качество образования, соответствующее инновационным направлениям развития экономики нашего региона, в котором создан Центр образования, исследований и разработок.

- Наша задача, - сказал Щипков, - найти свое место в этой структуре. Мы исповедуем принцип открытого образовательного пространства, сетевого взаимодействия, социального партнерства. В частности, создание образовательных сетей физико-технической, физико-биологической направленности реально способствует повышению качества образования.

Также важны для развития сетевого взаимодействия дистанционные технологии. В Северске дистанционные формы сетевого обучения оказались очень востребованными - не понадобилось сотням учеников ходить из школы в школу. В целом доля обучающихся по сетевой модели в области в текущем году достигнет 30 процентов. Проблема, однако, в том, что в рамках текущего финансирования, мы никак сетевое образование не поддерживаем. И эту управленческую задачу нам предстоит еще решить в рамках проекта "ИНОТомск.2020".

"Школа инвесторам не интересна"

Дальше в дискуссию вступили педагоги и представители вузов.

С интересом слушали присутствующие Людмилу Чиж, директора лицея при Томском политехническом университете. Лицей каждый год набирает лицеистов из учеников

10-11-х классов (в этом году будет набирать и из девятых) и держит первое место в области по количеству призовых мест на финалах олимпиад России. Выпускники, ныне кандидаты наук, магистранты, студенты, ведут научную работу с лицеистами, помогают в проведении конференций юных исследователей и Всероссийской конференции школьников по математике, физике, химии, робототехнике, иностранным языкам.

- Конечно, наш пример из числа единичных, - говорит Людмила Алексеевна, - ведь мы находимся на содержании у вуза и на его площадях. Тем не менее процесс сближения университетов и школ по некоторым направлениям в регионе идет, хотя и медленно. Я была во многих школах, там масса интересных кружков, различных развивающих мероприятий. Но только учителям-энтузиастам наше образование не поднять. А требовать от университетов, чтобы они все разом пошли в школы и подняли там обучение на должную высоту, нереально. У них свои важные, государственные задачи.

Надо нашему педагогическому сообществу, в том числе департаменту образования, уточнить, какие точки соприкосновения - главные, что выгодно вузам, есть ли их интерес к школе (кроме получения хороших абитуриентов), готовы ли они помогать ей на этапе воспитания способных детей класса с шестого - седьмого. И, конечно, подвести под такое сотрудничество юридическую и финансовую базу.

- Почему сегодня томские вузы не проанализировали результаты репетиционных экзаменов, - удивлялась директор Академлицея Ирина

Тоболкина, - не увидели, что их точные факультеты нынче не получат достаточно абитуриентов? И вопрос, как школам готовить детей для этих факультетов, когда лаборатории в школах оснащены наглядными пособиями тридцатилетней давности, а вузы не хотят помочь школам осовременить их. Когда с этой проблемой мы обратились к крупной компании с просьбой оказать спонсорскую помощь, нам ответили, что они вкладывают средства в вуз, который готовит для них специалистов.

Сама по себе школа инвесторам не интересна. В Иркутске построили школьную железную дорогу. А в Томске - нефтяной и газовой столице региона - пока не находится такого инвестора, который бы помог общему образованию на паритетных началах создать большой центр с техническими возможностями для принципиально новой подготовки школьников.

Впрочем, некоторые участники "круглого стола", не отрицая роли вузов, утверждали, что и им есть чему поучиться у школ. "Вузы никогда не были заказчиками на компетенции у школьников, - сказала председатель комитета по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области Людмила Веснина, - они привыкли работать, как работодатели. Но в вузах сейчас идет сильная "организационная ломка" в связи с новыми стратегическими задачами, в том числе внедрением новых образовательных стандартов. А это - новые механизмы управления образовательным процессом в вузе, новые содержательные задачи, новые образовательные технологии, новые компетенции у преподавателей. И думаю, сейчас самое время школам и вузам начать договариваться, какое образование мы хотим дать выпускнику, с каким багажом знаний и компетенций он придет в вуз".

"Ресурс хорош,

но дорог"

Декан факультета повышения квалификации Томского университета систем управления и радиоэлектроники

Вячеслав Ефанов в свою очередь удивлялся - почему школы не пользуются услугами их вуза, который предлагает семинары, курсы повышения квалификации для учителей физики, математики, информатики.

"Ресурс замечательный, - соглашались школьные педагоги, - но как потом в бедных школьных аудиториях это закреплять. Да, верно, и не бесплатные будут эти лекции, семинары".

Вызовы времени

   
   

О вызовах времени, грозящих образованию, говорил Исак Фрумин. Первое - не уделяется должного внимания обучению детей от рождения до трех лет, хотя, по мнению ученых, именно в это время закладываются основы будущего интеллектуального развития человека. Понятно, дело в нехватке мест в детсадах - 35% дошколят не могут попасть в детсады и потому приходят в первый класс не готовыми к учебе.

Вторая проблема - разный уровень школ - сильные, средние и слабые. Дети, попавшие в школы третьего уровня, по мнению ученых, заранее обречены попасть в "воронку неуспеха".

Далее - несовершенство методов обучения. С 1932 года соотношение предметов в российских учебных планах не менялось, хотя стандарты обучения менялись много раз. В Томске возможности для дополнительного образования детей и практики вне школы колоссальные. И их надо использовать.

Смотрите также: