Томская перезагрузка (29.12.2011)

   
   

Томский бомонд опять в замешательстве. Слишком долго не складывался политический пасьянс. Перегруппировка вариантов происходила не раз, но без видимого окончательного результата. И вот, казалось бы, можно вздохнуть с облегчением - выборы закончились, и интрига, кто же займет освободившееся место спикера, наконец, разрешилась. Но вот место занято, а элиты по-прежнему пребывают в беспокойстве. Карты, как и раньше, путает неопределенность судьбы Виктора Кресса. Все еще нет ответа на главный вопрос: кто же будет губернатором?

Главная неожиданность

Неожиданное избрание спикером Оксаны Козловской не добавило ясности. Оно лишь уточнило расстановку сил. До этого, как известно, в спикеры прочили многих людей. Не прочь был оказаться в этом кресле Владимир Жидких, нынешний сенатор, избранный им вновь. Претендовал на эту должность Иван Кляйн, "пивной магнат" и областной депутат с многолетним стажем. Но главным претендентом оставался Сергей Ильиных, лидер томских единороссов и председатель Томской городской думы.

Однако судьба на этот раз не подыграла ему. Блестящий молодой чиновник, в 33 года оказавшийся в должности первого вице-губернатора, попавший в президентскую топ-сотню наиболее перспективных молодых управленцев, по общему признанию, умелый "антикризисный управляющий" в социальной сфере, которую и курировал, он после неудачно прошедших выборов с результатом в 37,5 % голосов в пользу единороссов явно утратил единство среди избранных от партии депутатов относительно его перспектив в областной думе.

Тут и возникла предложенная губернатором фигура Оксаны Козловской, тоже неоднозначная, не всеми принимаемая, попавшая под огонь критики в преддверии выборов, но, безусловно, авторитетная и умеющая держать удар. Версий, почему губернатор "положил глаз" на нее, много. От озвученной им самим, что "Оксана Витальевна в условиях сложившегося непростого многопартийного парламента может стать объединяющим началом" - до самого банального, будто Кресс накануне своего ухода устраивает своих людей. К тому же в случае чего Козловская может стать и губернатором. Одно лишь известно, вряд ли бы Кресс пошел на это, не заручившись в московских кругах - тех, что поближе к президентской администрации.

Не собирается

на покой

Ну а что же сам Кресс? Источает уверенность и энергию, кажется, и не собирается на покой. Увлеченно рассказывает, что будет делать в этом году, а что - в том. Правда, при этом время от времени напоминает, что находится в щепетильном положении и через два месяца истекает срок его полномочий. Однако это больше похоже на лукавство. Своими оговорками типа "если я буду работать дальше" лишь больше подогревает интерес. Самой "туманной" и самой "загадочной" назвали журналисты прошедшую пресс-конференцию по итогам года, где они ждали ответ на главный вопрос, но так его и не получили. Так может вести себя человек, который либо уже заручился некой поддержкой, либо сам не знает ответа на тот самый "проклятый" вопрос. Что весьма проблематично. Наблюдая Кресса в работе многие годы, могу предположить, что просто так он от власти не откажется и уходить с поста губернатора не хочет.

Но тут возникает другой вопрос: а нужно ли это нам? Нужно ли области, чтобы он остался? Не до марта, разумеется, а на более длительный срок?

Формально - пока не нам это решать. Должность губернатора - все еще назначаемая. А нынешний президент уже заявил, что в случае победы "Единой России" и соответствующих кадровых рокировок будет тотальное обновление правительства, а значит и губернаторского корпуса. И шансы у Виктора Кресса с этой точки зрения невелики. Но если до марта будет принят предложенный президентом закон об избрании губернаторов, то шанс у Виктора Кресса существенно возрастает. Если к тому же учесть, что с ныне действующей властью у Виктора Кресса сложились "доверительные отношения", и не запятнавший себя "тяжеловес" из глубинки может пригодиться на переходном этапе.

Почему этот вариант наиболее предпочтителен и для области, хотя в определенном смысле выглядит как вызов?

Самый главный аргумент, как показали томские выборы, - объективно область не готова к смене власти. Подготовленного преемника так и нет. Сергею Ильиных, поначалу как будто претендовавшему на место губернатора, по-тихому дали понять, что до этой должности он еще не дорос. И тот быстро ретировался, заявив, что его вполне устраивает нынешний губернатор. Владимир Жидких, также в прошлом не возражавший порулить областью, но только с разрешения Кресса, хозяйственной должностью явно перегорел. Есть еще "страшилка" в виде Максима Коробова, бывшего нефтяного предпринимателя, неизменно подозреваемого в претензиях на губернаторское место, но вряд ли она актуальна.

К тому же уходит Кресс - ломается вся сложившаяся конструкция: Кресс - Козловская - инновации и инвестиции, все, что связано с Томской экономичской зоной. Он - политический локомотив, обеспечивающий продвижение на высшем государственном и международном уровне мега-проекта, с которым область попала в яблочко. Она - инициатор, идейный вдохновитель и его талантливый исполнитель, в какой бы должности ни находилась.

Отрыв от прошлого

Конечно, неоднозначные оценки вызывает сама личность Виктора Кресса. Сторонники обновления говорят, что он засиделся и забронзовел. Есть признаки и того, и другого. 20 лет у власти - это неизбежные стереотипы в управлении, накатанная схема в решении текущих дел. Порой нежелание услышать тех, кто говорит поперек. Все большее расхождение с теми, кто видел развитие области по-другому. Но разве не стремлением к обновлению объясняются все эти расхождения? Нечестным было бы не видеть, как стремительно нынешний Виктор Кресс оторвался от Виктора Кресса прежнего, сделав, возможно, немалое усилие над собой. Но в отличие от прошлых лет он не просто обеспечил стабильность в области, а сделал прорыв, обозначив перспективу ее развития на много лет вперед. И при этом посрамил тех, кто еще совсем недавно упрекал его в "усталости". Тот активный режим, в котором он пребывает, готов выдержать далеко не каждый. А еще за 20 лет умудриться дистанцироваться от того, что зовется коррупцией, - дорогого стоит...

Но есть одно "но". Сегодня Виктор Кресс - заложник сложившейся ситуации. Просто губернатор Виктор Кресс - это одно. Губернатор, представляющий правящую партию, это уже совсем другое. Известно, что Виктор Кресс - хозяйственник. Великим политиком себя никогда не считал и любит повторять, что он - человек конкретных дел. А кроме того, окружал себя идеологами, которые ему внушали, что он должен быть равноудален от всех партий и быть толерантным ко всем.

С тех пор политический климат сильно изменился. И Кресс сегодня в ответе не только за то, что делает как губернатор, но и за то, что происходит с "Единой Россией". Но вот парадокс: личный рейтинг губернатора растет, а партии - падает.

Уметь договариваться

Что же дальше? В сущности, область переживает необычный подъем. Слишком много вызовов предъявили и область и губернатор сами себе. Таких мощных, фундаментальных проектов, которые приняты за последние пять лет, не наберется и за предыдущие 20. И пока им дан только старт, а нужна еще и раскрутка.

А самое главное - меняющаяся политическая обстановка. По признанию самого же Кресса, 5 декабря мы проснулись в другой стране, выросло новое поколение и новый класс, который уже не озабочен хлебом насущным и хочет, чтобы с ним разговаривали по-другому. Уметь разговаривать с этим поколением на площадях - это одно, уметь договариваться с ним и вместе работать - совсем другое.

...Вспоминается конец 80-х, начало 90-х. Бурлящие толпы на улицах, пикеты у "Белого дома" и митинги у драмтеатра. Люди требуют зарплаты, пенсий, работы. В самом "Белом доме", словно в Смольном в

17-м, - толпы людей, неразбериха. 190 депутатов (к слову, сейчас всего 42), и дискутируют с утра до поздней ночи. Эйфория от власти и дальше... тупик. Чем кормить? Где брать семена на посев? Что делать, чтобы в вузах не отключали свет? Потребовался тот самый "мужик", который ближе всего к земле. Именно тогда первым председателем нового областного Совета был избран "хозяйственник" Виктор Кресс.

Пустой кабинет - и море проблем. Но область тогда вышла из этого коллапса без особых потрясений. Сложным решениям он находил простое решение: горожанам выделил землю под картошку, энергетикам запретил отключать свет, зарплату повелел выплачивать в первую очередь самым малообеспеченным. Именно Крессу в ту пору удалось консолидировать разных людей с разными взглядами и выстроить приоритеты так, что во главу угла был поставлен принцип, которым он руководствуется и сейчас: "Платформа должна быт у всех одна - в интересах человека".

На улице снова неспокойные времена. И политические, и экономические. Не хотелось бы повторения тех драматических событий, но в одном можно быть уверенным - даже в трудную годину, если не дай Бог она случится, область с этим "колхозником" не пропадет...

Смотрите также: