"С надеждой и опасением"

   
   

Вчера исполнилось 25 лет со дня потрясшей мир Чернобыльской катастрофы. И надо же такому случиться, что атомной энергетике, за четверть века вполне восстановившей свой статус, нанесен новый страшный удар аварией на японской станции "Фукусима". Предлагаем читателям точку зрения на происходящее известного российского ученого, специалиста в радиоэкологии, профессора Томского политехнического университета Леонида Рихванова.

"Опасность велика"

- Леонид Петрович, вас многие считают противником атомной энергетики...

- Конечно, это не так. Как здравомыслящий человек, я понимаю, что ей нет альтернативы в ближайшие три-пять десятков лет. Другое дело, что нельзя недооценивать ее опасности. Об этой опасности, кстати, Владимир Вернадский предупреждал человечество еще в 1910 году, когда только было открыто явление радиоактивности. Он тогда сказал о ней пророческие слова: "С надеждой и опасением мы всматриваемся в нового союзника. Это колоссально большая энергия, но мы не знаем, что от нее ожидать". Позже, когда открыли деление урана, он добавил: "Опасность велика, человек может сам себя уничтожить".

После Чернобыля мы несколько лет не знали, что часть Калужской, Брянской, ряда других областей загрязнены не меньше, чем Украина, Белоруссия. По мере получения новых данных стало понятно, насколько потенциально опасна ядерная энергетика. Сейчас опубликованы статьи академика Валерия Легасова, который предупреждал о небезопасности наших реакторов. Но в то время торжествовала точка зрения президента академии наук Александрова, который заявил на съезде партии: "У нас создан такой тип реактора, который можно поставить на Красной площади и он будет абсолютно безопасен, будет давать нам свет и тепло". Речь шла о том типе реактора, который как раз и стоял в Чернобыле...

Недавно я перечитал статьи и интервью академика Сахарова после Чернобыльской аварии. Андрей Дмитриевич, в частности, говорил так: "Ядерная энергетика должна быть другой, ядерные реакторы должны быть безопасны в полном понимании этого слова, чему они не соответствуют...Атомные станции необходимо опустить под землю. Я буду добиваться принятия международного закона, запрещающего строительство ядерных реакторов на поверхности земли". Интересно, что Сахарова, "отца" советской водородной бомбы, поддержал в этом мнении "отец" американской водородной бомбы Теллер.

"Атомную станцию - подальше от города"

- Вчера по телевизору - уже не в первый раз - показывали людей, которые живут в Чернобыле, в зоне заражения, много лет, пьют воду, едят выросшие здесь овощи и фрукты...

- Когда я в 1989 году побывал в Чернобыле, для меня стала откровением неравномерность радиоактивного заражения. На одном квадратном километре были и участки, зараженные до запредельной величины, и через несколько десятков, сотен метров - абсолютно чистая территория. Возможно, именно на таких участках оказались те, кого показывают по телевизору. Но для медиков, ученых это создает сложную проблему в оценке общего загрязнения. Мы с такой ситуацией столкнулись в 1993 году после аварии у нас в Северске на одном из заводов Сибирского химического комбината. Тогда в деревнях, попавших под радиоактивный след аварии, были такие же пятнистые загрязнения от так называемых горячих частиц, чрезвычайно мелких, но дающих высокую радиоактивность. Это создавало проблемы с реальной оценкой вредного воздействия на человека. Приборам в таком случае доверять уже нельзя, используются методы биодозиметрии, когда сам человек, его кровь, зубы становятся индикаторами радиоактивного заражения.

- Чему нас должны научить Чернобыльская авария, катастрофа на японской "Фукусиме"?

- Конкретно для нашего региона - необходимо пересмотреть проект размещения Томской атомной электростанции. Во-первых, ее необходимо разместить как можно дальше от Северска и Томска, хотя бы на ту дальнюю площадку, которую мы, экологи, предлагали, - район бывшей деревни Ольги-Сапеженки. Что же касается всей российской атомной энергетики, то мое мнение - нам нужен новый реактор. Наш ВВР-1000 - это второе поколение реакторов, и мы на нем зациклились, а Евросоюз делает уже четвертое поколение. Нужно приглашать независимых экспертов - у наших физиков, к сожалению, нет единого мнения о безопасности реакторов. И главное - выполнить завет Сахарова, разместить реактор Томской АЭС, если она будет строиться, под землей.

"Реальных масштабов

не знаем"

- На "Фукусиме" продолжается сброс радиоактивной воды. Чем это нам грозит?

- Там происходит та же трагедия, что и в Чернобыле 25 лет назад, - сокрытие реальных фактов об аварии. Кстати, думаю, что если бы японцы сразу позвали на помощь специалистов из России и США, размеры катастрофы могли быть меньше... Сегодня мы не можем ничего сказать об истинных масштабах радиоактивного загрязнения, информация японцами закрыта. Но отрывочные данные, которые появляются, говорят о том, что масштабы серьезные. Коллеги из других городов, говорят о том, что в Красноярске, Барнауле, Новосибирске зафиксированы осадки со следами радиоактивного йода-131, период полураспада которого 8,6 суток. (Были ли такие осадки в Томске, неизвестно - нет подходящей аппаратуры). Однако японские реакторы работают с урано-плутониевым МОКС-топливом, и вырвались ли его опасные частицы, неизвестно. Однако в самой Японии сегодня радиоактивные элементы обнаружены далеко за пределами Фукусимы, за 240 километров, в Токио, в продуктах питания и более того в женском грудном молоке. То есть начался круговорот опасных элементов. Так что нашему Роспотребнадзору надо пристально следить за продуктами питания с Дальнего Востока.

Смотрите также: