Знак восклицательный, но не обязательный

   
   

Я стою в очереди из десятка машин возле пункта технического осмотра. Вот очередной счастливчик, у которого уже все позади, клеит заветный талончик на лобовуху.

Резко трогает с места и пошел устраивать слалом по дороге. Вот тебе и "молодой водитель". По крайней мере, такой знак укреплен на заднем стекле его машины. А какие еще нововведения на пунктах техосмотра ждут томских автомобилистов в этом году? Есть ли там очереди? Вопрос актуальный, дачный сезон в разгаре.

Ажиотажа нет

"Действительно, летом томичи активизируются в плане техосмотра, - рассказывает заместитель начальника межрайонного отдела технического осмотра и регистрации транспортных средств областной ГИБДД Игорь Басалаев, - но дело, наверное, не столько в дачно-отпускном сезоне, а в том, что еще в недавние советские времена техосмотр проводился не круглый год, как сейчас, а с 1 апреля до 1 июля. Вот и осталась привычка. Причем менталитет у людей таков, что непременно приезжают чуть ли не в последний день месяца, указанного в старом талоне. И начинается нервотрепка, ведь не все по техническим причинам успешно проходят техосмотр в этот же день".

Впрочем, если говорить о нервах, то, по словам Игоря Владимировича, таких очередей, какие были раньше на пунктах технической диагностики, сегодня нет. А ведь были случаи, когда и милицию приходилось вызывать, чтобы разнять спорщиков.

После таких эксцессов выводы сделали. Открыли несколько дополнительных линий, существенно разгрузивших основные. Теперь в городе их восемь. Но все равно, особенно для большегрузов, пару бы еще не помешало. Ведь время их осмотра значительно больше, чем легковушек. Получается, опять очереди.

Лишь рекомендация

Ну а как все-таки с введенным недавно знаком "молодой водитель"? Ведь неоднократно по городу курсировали слухи о том, что если такого знака на заднем стекле у новичка не будет, то и техосмотр он не пройдет. Некоторые автомобилисты даже начали перегибать палку, приклеивая восклицательный знак в желтом квадрате не только на заднее стекло, но и на переднее. Чего по-любому не требуется.

Видимо, сработал принцип: чем лучше видно, тем безопаснее. Появились и другие уникумы, ради шутки клеящие не восклицательный, а вопросительный знак в том же желтом квадрате.

Басалаев проясняет ситуацию. Знак - лишь рекомендация, не более того. И это не основание для отказа в проведении техосмотра. Тем более что за рулем машины, зарегистрированной на новичка, например, может сидеть его родственник, друг, отнюдь не с двухлетним стажем вождения, эксплуатирующий машину по доверенности, и наоборот.

По большому счету на "желтый квадрат" обращают внимание лишь при дорожно-постовой службе. Прямого запрета вешать его на лобовое стекло, кстати, тоже нет. Лишь бы обзор серьезно не загораживал.

Функции разграничить

Есть в этом году на техосмотре и еще один неприятный нюанс, с которым многие томичи уже столкнулись. Знак аварийной остановки. Он должен соответствовать новому ГОСТу Р 41.27-2001. Требований к "треугольнику" несколько. Но главное - длина каждой стороны 50 сантиметров, на которую раньше мало кто обращал внимание. Покупали что придется, лишь бы "изделие" отражало свет, да худо-бедно стояло на дороге. Не стоит? Не беда, ведро подставим.

Теперь такие фокусы не пройдут. При покупке нужно обращать внимание на прилагаемую "бумажку", выискивая в ней заветные цифры нового ГОСТа. "У нас даже были неприятные ситуации с томским "Тойота-центром", комплектовавшим одно время свои новые машины "старыми" "треугольниками", - вспоминает Басалаев. - Ничего не подозревавшие счастливые покупатели иномарок приезжали на техосмотр - и на тебе. Но томские тойотовцы быстро исправили ситуацию, все поменяли, и сейчас проблем нет".

Кстати, о частниках. Уже не один год ведутся жаркие споры о передаче техосмотра в частные руки, мол, меньше будет взяток со стороны ГИБДД. Но не все так однозначно. У частников тоже есть своя выгода: исправлять техническую неполадку они частенько советуют на знакомых сервисах, мотивируя это тем, что только там могут все сделать "как надо".

Например, отрегулировать свет фар. "Полагаю, если реформировать эту систему, - мотивирует свою позицию Олег Владимирович, - то функции нужно разграничить. За техническую диагностику отвечают частники. А за сличение номеров, пробивку по базам данных, т.е. полицейские функции - мы".

Кто-то скажет: а сейчас разве в Томске не так? Со стороны кажется, что так. Но вся ответственность, в том числе и за техническую диагностику, лежит на ГИБДД. Т.е. если машина, прошедшая техосмотр, тут же попадет в ДТП по техническим причинам, виноваты будут гаишники. Поэтому большинство предпринимателей не особенно-то и рвутся к нововведениям. Отвечать придется. В любом случае, в этом году изменений не предвидится. Но дальше наверняка западный опыт у нас попытаются внедрить.

Смотрите также: