Как я был дедом морозом

   
   

Первый сказочный персонаж, получивший реальное воплощение и даже почтовый адрес в Великом Устюге, - российский Дед Мороз. А вот интересно, приходилось ли самим исполнять эту сказочную роль?

Об этом мы спросили томичей.

"Морожу" с детских лет"

Валерий Александров, председатель Общественной палаты Томска:

- Мне было четыре года, я жил во втором детском доме Томска, на улице Пушкина и о новогодних елках у меня незабываемые, трепетные воспоминания. Помню запахи, редких в советские времена мандаринов, шоколада, подарки, которые мы находили наутро под подушкой. Педагоги подобрались любящие, понимающие детей, от души старались устроить праздники запоминающиеся. И, честно сказать, таких ярких Новых годов, как в детстве, у меня с тех пор не было, хотя денежно я мог позволить себе несравненно больше, чем в прошлом. Дедом Морозом на наших елках, как теперь понимаю, бывал не наемный артист, который прибежал, текст прочитал, подарки роздал и дальше полетел, а кто-то из детдомовских педагогов. Мы в нашего Деда Мороза искренне верили... Потом довелось мне самому попробовать себя в этой роли, в шестом классе, в интернате-санатории "Лесная школа" на Басандайке. Я был самым высоким, и меня "назначили", за неимением учителей-мужчин. К моей радости, дети меня не узнали. Роль мне понравилась, и вот, спустя годы, хотя у меня уже трое детей, старший из которых закончил университет, и совсем не сказочная профессия, я много лет перед новогодними праздниками подряжаюсь на роль Деда Мороза. Не из-за денег, а из-за неповторимого ощущения радости детей, верящих в сказку. Да и день рождения у меня рядом с праздником - всего за три дня до Нового года.

"Раз в году лечу стихами, шутками и подарками"

Павел Земляницын, заведующий травматологическим пунктом детской больницы N 4:

- Еще в студенчестве, когда я пришел на практику в детскую больницу, меня попросили сыграть Деда Мороза на новогоднем празднике. С тех пор с удовольствием исполняю эту роль почти тридцать лет. Любой праздник - а тем более Новый год - душевная травма для детей, которые в эти дни вынуждены долечиваться, оставаясь в больнице. Поэтому со Снегурочкой, которую играет одна из медсестер, мы стараемся сделать праздник веселым, ярким, каждый год добавляем в сценарий новые загадки, шутки, стихи. Все "ходячие" дети собираются в зале и на час, надеюсь, забывают и про свою болезнь, и про то, что они не дома. После хороводов, песен, игр, раздачи подарков наша со Снегурочкой служба не заканчивается. Идем с поздравлениями по палатам, где лежат дети, которым пока нельзя вставать с постели. Дарим подарки, поздравляем мам, которые ухаживают за своими ребятами. А после идем поздравлять всю больницу. Маршрут долгий. Начинаем с подвала, поздравляем технический персонал, гардеробщиц, поваров, потом переходим на этажи поздравить нянечек, медсестер, врачей, администрацию, сотрудников кафедры детской хирургии медуниверситета. В общем, такого долгого маршрута поздравлений в одном здании нет, наверное, ни у одного Мороза. И никто не остается без подарка. Подарочный мешок у меня большой.

...Сам же я сказочного Деда с мешком и посохом увидел первый раз в далеких, морозных пятидесятых в клубе карандашной фабрики. А когда стал отцом и изображал посланца зимы перед детьми, они меня почему-то сразу узнавали...

"Все было хорошо, и я был ...хороший"

Владимир Костин, писатель:

О новогодних праздниках детских лет до сих пор храню восторженные воспоминания, хотя тогда игрушки на елке были картонные и ватные, а стеклянные шарики воспринимались как чудо. Но ожидание сказки, апельсин и мандаринка в подарке, разрешение срезать в конце праздника с елки конфету - нынешним детям этого не понять, да и не к чему...Я же сам Дед Морозом был единственный раз в жизни. Как молодой преподаватель университета, назначен был поздравлять детей и внуков коллег - филологов. Обходил квартиру за квартирой, и все было по началу чудесно. Встречали хорошо, дети были хорошие, но ...в каждой квартире старались изо всех сил угостить, поднести рюмку. А тогда, в конце восьмидесятых, импортное вино было редкостью, во всех семьях делались фирменные настойки из садовых ягод, рябины...Дед одной сотрудницы не выпускал меня из квартиры, пока я трижды не выпил с ним по здоровой стопке. Словом, того еще "ерша" я набрался и до семейного общежития, где мы тогда жили, добрел очень не скоро и в весьма "хорошем" состоянии. Трехлетний сынишка, уже готовился лечь спать, меня не узнал. "Мальчик, - спрашиваю натурально охрипшим голосом, - где твой папа?" "Папа где-то ходит, - грустно ответил сын, - уже поздно, а он где-то ходит...". С тех пор я зарекся играть роль Мороза.

Смотрите также: