На кого ж ты нас оставил, Юра!

   
   

Никогда не был поклонником Юры Шатунова. Но это музыка моего поколения. В то время я "тащился" от более "взрослого" и жесткого "Миража" Андрея Литягина. Хотя в определенных кругах это тоже считалось гнилой попсой. Но не забыть, какой лом стоял во Дворец Спорта в предыдущий приезд в Томск "образца" конца восьмидесятых "бедного сиротского мальчика" Юры Шатунова. Какими горючими слезами упивались, не попавшие на концерт, его 12- 15 летние поклонницы, ставшие сегодня солидными мамами.

Аналогия, но не велосипедная деталь!

И вот недавно город взбудоражило известие о предстоящем приезде "героя вчерашних дней". Впрочем, взбудоражило ли?

Почти не изменившийся внешне, в отличие от своего соратника - порядком раздобревшего, похожего на настоящего бюргера, Андрея Разина, щупленький Юра, опять должен был стоять на нашей сцене и бередить сердца томичей. Уже за тридцать. А он все Юра. Но на дворе - то двадцать первый век и упоминание "Ласкового мая" у сегодняшних молодых, "делающих кассу", кроме презрительной улыбки ничего не вызывает. "Фи"! "Ботва", короче "Отстой", "в натуре". Может, потому и выяснилось вскоре: концерт отменяется.

Как же так? А кто подарит разделенному историческими формациями поколению тридцатилетних, неповторимую атмосферу прежней девственной чистоты человеческих отношений, когда ни одному подростку и в голову не приходило произнести на людях словосочетание "я хочу тебя"? Не говоря уже о мате, блатной фене? Кто вернет нас в мир "беззащитных белых роз", "розовых вечеров" и "той" романтики?

И что это я вдруг завелся? Почему зацепило? Ведь столько справедливой критики было в адрес "всесоюзного сироты" и его клонов. Этот вопрос задаю себе до сих пор. И с удивлением отмечаю: ностальгия! Не по Юре даже, которого, по аналогии с велосипедной деталью, мы тогда называли "шатуном". Нет. А по временам моего отрочества, когда, как известно, и небо было синее, и газировка "Тархун" слаще. А они немыслимы без "Ласкового мая", простая, безхитростная музыка которого, лилась из тогдашних отечественных магнитофонов "Электроника". "Томь". "Весна".

Мини - юбка Тани Овсиенко - это круто!

Нет, и тогда, в конце восьмидесятых не мог понять этих примитивных, тягучих, как сгущенка, напевов. Хотя и признавал: мелодизм есть, текст - складный. Вроде и за душу берет. И плаксивый сценический образ исполнителя - в самую точку. Но как-то уж слишком сладко, по- бабьи. Оно и верно, основной контингент Шатунова состоял из молоденьких девушек - подростков, жаждущих большой и чистой любви. "Разве можно это сравнить с творчеством более скоростного "Миража", подкупавшего сочетанием той же попсовой мелодики и жесткими гитарными соло" - негодовал я с восторгом напевая: "музыка нас связала". Хотя и в "Мираже" во время полового созревания часто больше подкупали солистки, чем музыка. Ну как забыть приезжавшую примерно в эти же годы к нам в составе "литягинских последователей" Таню Овсиенко, выступавшую в совершенно дикой мини- юбке?

А вообще, как изменилось все в музыке за какие-то 15 - 20 лет.

Помните, сколько в восьмидесятых - начале девяностых: на стыке хиреющей советской эстрады и только начинающего бурно расцветать современного российского шоу - бизнеса, было разговоров о том, считать ли, например, Наташу Королеву звездой? Вроде, и голосок какой - никакой есть, и явно старалась. Хотя за спиной постоянно маячила тень "великого и ужасного", прежде всего, своими фантастическими, словно намазанными ваксой, черными усами, Николаева.

На современной эстраде одетым людям места нет!

Если бы знать, что всего через какой-то десяток лет российскую сцену оккупируют всякие полуталанные , но оголенные "стрелки", "фабрики", "виа гры". Да на их фоне не то что Наташу Королеву, даже шепчущих "звезд" за Марию Калос посчитаешь. Когда на эстраде посредственностей были единицы, а главным критерием являлось, все- таки, пение, а не шоу, то и покоя от критики на фоне сильных исполнителей им не было. А когда теперь все такие... Так и лезут в голову слова Юрия Шевчука, сказанные им в сердцах: "на современной российской эстраде одетым людям места нет"! Хотя этот, вечно небритый мужик, выступающий в засаленной майке, про одежду мог бы и помолчать.

Руки прочь от Юры!

А может, к месту известное выражение другого нашего музыкального гуру - Бориса Гребенщикова: "Хорошая музыка - это когда ничего в словах не понятно, но на душе хорошо". Может, правда, если у современного поколения, от "выступлений" этих, шепчущих под фанеру некое подобие текста типа: "чем выше любовь - тем ниже поцелуи", исполнителей, действительно на душе хорошо, то и пусть так? Пускай трясут своими с..ми, демонстрируя тату на самых интимных местах. Пускай бъются на сцене в конвульсиях, пытаясь донести до молодежи свое понимание мира? Вот только над ходячим памятником, олицетворяющим конец музыкальной "романтической эпохи" - Юрой Шатуновым, смеяться не нужно. Пел, как мог "те" песни, которые народ жаждал в "то" время. Чем не какой- нибудь Дима Билан, с поправкой на пятнадцатилетнюю давность? Это уже история, которую не стоит трогать. Во имя светлой памяти сегодняшних тридцати - тридцатипятилетних мам и пап, когда-то в дни своего светлого советского отрочества наивно выводящих "Белые розы, белые розы, беззащитны шипы... На кого ж ты нас оставил, Юра!

Смотрите также: