Приходом судебных приставов в последнее время мало кого удивишь. В неблагополучных районах этих людей в форме знают хорошо. Все это, как говорится, считается явлением времени. Чаще всего должны по кредитам. Организаций, выдающих деньги, стало много, люди набирают их, часто не думая, как потом будут платить. Как и за что у людей описывают имущество, мы узнали, побывав на очередном вечернем рейде судебных приставов.
Доброе напутствие
"Счастливого вам адреса" - так провожают друг друга судебные приставы отдела по Октябрьскому району управления федеральной службы судебных приставов Томской области перед вечерними выездами. У каждого из сотрудников не меньше тридцати адресов, и все нужно обойти. При этом неизвестно, что ждет приставов в квартирах должников.
- За время работы на этой службе я поняла, что реакцию человека предугадать невозможно, - рассказывает судебный пристав-исполнитель Анна Сиетова. - Кто-то откровенно удивляется, что к нему пришли приставы, кто-то спокойно пропускает в квартиру. Но бывают и агрессивные люди, кидаются с кулаками угрожают. Причем порой человек нормально разговаривал, все спокойно было, и вдруг вскочил, начал ругаться, махать руками. Ведь не все понимают, почему к ним приходят судебные приставы. Приходится объяснять, что мы всего лишь исполнители, выполняем решение суда, это наша работа. Но когда человек в запале, он не понимает и все свое зло концентрирует на нас. Бывали случаи, когда и с ножом на пристава кидались.
Чтобы защитить приставов, среди которых в основном молодые женщины, от агрессивных должников, существуют судебные приставы по ОУПДС, осуществляющие физическую защиту. Между собой приставы их называют "физики". По правилам именно сотрудник физзащиты первым входит в квартиру и в случае опасности должен защитить коллегу.
Куда дорога приведет
Район у Анны Сиетовой непростой: улицы С. Лазо, Мичурина, Лазарева, Иркутский тракт. Среди многочисленных домов ей приходится посещать все чаще, так сказать, неблагополучные. Грязные, замусоренные, заплеванные подъезды, отваливающаяся штукатурка, возле подъезда нередко пьяные люди, потерявшие человеческое лицо.
Казалось, таких домов, подъездов уже и не осталось. Но это реалии, в которых каждый день работает Анна. Она уже немного привыкла и к специфическому запаху и к внешнему виду этих парадных. Мы же с фотографом от увиденного пребываем в некотором замешательстве.
Уже после нескольких адресов выявилась некая закономерность: почти все неплательщики живут на пятом этаже в домах без лифта.
- Редко-редко, когда на первом этаже бывает или лифт есть, а все чаще этаж пятый попадается, - улыбается Анна Сиетова. - Вот так весь вечер и бегаешь по лестницам с первого на пятый и обратно. Ну да вроде ничего, привыкли. Вот, кстати, мы и пришли, здесь у нас долг по кредиту в 60 тысяч рублей.
- Судебные приставы, откройте, пожалуйста, дверь.
За дверью раздается жалобный голос. Женщина объясняет, что открыть не может, муж закрыл ее на внешний замок. И вообще они к данному должнику никакого отношения не имеют, а снимают у него квартиру.
- Ладно, будем разбираться, - строгим голосом произносит пристав и выписывает для мужа женщины повестку.
Среди долгов, которые приходится взыскивать приставам, есть небольшие, на 50-300 рублей, чаще всего это административные штрафы и штрафы ГИБДД. Бывают и задолженности в несколько сотен тысяч. Самая большая сумма долга, которую Анне приходилось изымать, - порядка миллиона рублей. В отделе есть те, кому попадались и более "крупные" должники. Основания для возбуждения исполнительного производства самые разные: это и вышеупомянутые штрафы ГИБДД, и административные штрафы, долги за "коммуналку". Прибавилось у приставов работы с увеличением разнообразных кредитов, выдаваемых банками. Даже удивительно, куда смотрела служба безопасности банка, проверяя того или иного человека. У него и работы постоянной нет, и в квартире у него взять нечего. Как ему вообще кредит дали? Приставы в этом не разбираются, им просто необходимо взять с должника необходимую сумму.
- Нам, конечно, бывает жалко людей, - признается Анна Сиетова. - Ведь разные ситуации бывают. Но это наши эмоции, которые не должны мешать службе. Мы не имеем права даже отсрочки по выплате долга дать. Все решает только суд.
Все зависит от ситуации
Вообще прихода приставов можно избежать. У должника есть первые пять дней с момента возбуждения исполнительного производства, когда он может добровольно заплатить положенную сумму. Причем обойтись без штрафных санкций и исполнительского сбора. А вот когда пять дней истекли, в дом приходят приставы, описывают имущество. Но даже тогда есть возможность не расставаться с нажитым добром. Есть десять дней, в течение которых можно успеть заплатить долг. Бывают случаи, когда имущество оставляется на хранении должнику, в таком Случае человек сам несет за него и материальную, и уголовную ответственность.
- Как-то владелец пытался в окно арестованный телевизор выкинуть. А однажды был случай: человек телевизор топором хотел разрубить, лишь бы он приставам не достался. Но таким людям приходится отвечать за свои поступки.
Десять дней вещь хранится, и если человек не расплатился с долгами, то ее выставляют на продажу. Наш следующий адрес - снова пятиэтажка, и опять должник живет на пятом этаже. Женщина накопила долг 15 тысяч за "коммуналку". Основную сумму она выплатила, остался исполнительный сбор, который она не оплатила. За это у нее конфискуют шкаф. Чаще всего судебным приставам самим приходится определять, сколько стоит та или иная вещь.
- Оцениваем имущество в зависимости от того, сколько времени вещь используется, дефектов, ну и прочего, - объясняет Анна Сиетова. - Исходя из цен на подобные изделия, редоставленных Фондом госимущества. Конечно, если, скажем, конфискуем компьютер, тогда оценить его стоимость должен специалист. Если человек не согласен с оценкой, то имеет право привлечь другого специалиста за свой счет.
Богач-бедняк
- А что вообще конфискуют у богатых и бедных граждан?
- Для нас нет разницы, богатый человек или бедный. И не важно, что мы конфискуем, чайник за 200 рублей или машину за 500 тысяч. Мы просто выполняем свою работу, - говорит Анна. - При возбуждении производства мы делаем запросы в регистрирующие органы, выявляем все возможное имущество должника от банковского счета до квартиры. Арестовываем его и изымаем.
Изъять приставы могут любое имущество, находящееся в Собственности, - землю, квартиру, машину. Недвижимость, заложенное имущество выставляют на торги. Для продажи автотранспорта, бытовой техники, мебели есть специальные магазины конфискованного имущества. Сейчас таких в Томске два. Наш сегодняшний рейд ждала неудача: ни по одному из адресов не удалось застать должников.
- Бывает и такое, - признается Анна Сиетова. - Потратишь вечер, обойдешь адресов тридцать, и без толку. Ничего, в следующий раз придем, в любом случае решение суда будет исполнено! Ведь это наша работа.