Праздник в палисаднике

   
   

Мимо дома Петра Никифоровича Пшеничникова пройти трудно. Еще бы: возле ворот нарядная елка и множество снежных скульптур, а в палисаднике так вообще хоровод из разнообразной живности. Мы решили зайти в гости к хозяину необычного зверинца.

В чучельном деле помогла зоология

Оказалось, сделан он весь своими руками, поскольку автор - строитель с 25-летним стажем. А охотничий стаж у Петра Никифоровича как минимум в два раза больше. Исколесил всю область, в трофейной копилке Пшеничникова есть все звери, обитающие на томской земле. Только до волка добраться не удалось.

- Вообще, я строил железобетонные комбинаты, был замдиректора ЖБК- 40, а в 1970 году решил уйти, - рассказывает Петр Никифорович. - Увидел в газете объявление: зоологическому музею ТГУ требуется препаратор - человек, который чучела делает. Так и свела меня судьба с университетом.

Подучился в зоологическом музее Академии наук в Ленинграде. Вернулся в Томск. И тут предложили Петру Никифоровичу заняться строительством университетской биостанции. 32 года заведовал своим детищем, обучал студентов, ездил с ними на практику на биостанцию в Киреевск. Даже обосновался там с семьей, завел коня, корову, пчел... Ходил на охоту, из трофейных шкурок часть на медальоны уходила, часть на чучела. Половина построенного своими руками дома на Степановке временно пустовала. В середине 1990-х, когда схоронил сына, вернулся в город.

А в греческом зале...

- Самого первого я сделал лося, - продолжает скульптор-самоучка. - Давно видел нечто подобное в Зоркальцево. Ковырялся я над ним всю зиму, собирал по частям: туловище отдельно, голову отдельно - она с рогами в двери не проходила. Лось мой сделан из дерева, обшит железом, сверху на железе сетка-рабица, потом штукатурка. Ноги железобетонные.

Вскоре к лосю присоединились олень и марал, потом появился "ансамбль песни и пляски им. Топтыгиных". Под композицией, которая кстати, вся сделана из одной цельной ветлы, для любознательных так и написано: "Танец барыни исполняет Потап, аккомпанируют: гармонь - Михаил Иванович, балалайка - Настасья Петровна, барабан - Мишутка". Ни сучочка лишнего в каждом мишке нет, только у Мишутки барабан самый настоящий - пионерский, его Петр Никифорович случайно нашел у соседа. Дед Мазай с зайцами, лиса, смотрящая на ворону с сыром, избушка на курьих ножках и парящая над ней Баба-Яга... Все звери - герои русских сказок и басен.

Останавливаться Петр Никифорович не намерен. В мыслях - сделать лису с журавлем, соловья с ослом и обязательно играющих в карты волка и зайца. Чурки уже заготовлены, вот только руки не доходят: силы ведь уже не те, да и зрение подводит... Еще и места не хватает в маленьком палисаднике.

Поэтому пока решил заняться медальонами: на очереди рысья шкурка, затем лосиная - бывшие студенты недавно в подарок отличную лосиную голову привезли. Пополнится коллекция в "греческом зале" скульптора и резчика (так Петр Никифорович называет свой крытый двор). Но самая заветная мечта - сделать коня, красивого, вороного. Кстати, с такой просьбой приезжали к Пшеничникову накануне 400-летия Томска люди из городской администрации - просили коня для установки в Лагерном саду выстругать. Петр Никифорович - строитель опытный, сразу смекнул, что деревянный конь долго там не простоит - народ-то у нас дикий. Нужно железобетонного делать, подъемные механизмы разворачивать. Увы, на железного коня денег не нашлось.

Чтобы жить было не скучно

Зачем все это надо пожилому человеку? Многие задают этот вопрос. Петр Никифорович отвечает коротко: нравится. Нравится, когда подбегают к скульптурам ребятишки - они у дома Пшеничниковых гости постоянные: напротив как раз школа. С ней крепкая дружба - уже несколько чучел помог Петр Никифорович кабинету биологии починить. Зимой, только заслышав детские голоса, дед Петр надевает бороду, красную шубу, в одну руку берет мешок с конфетами, в другую посох и становится Дедом Морозом - водит хороводы вокруг снежных зайцев.

- Не представляю, если бы не мастерская, что бы я делал? На диване лежал? А так и жить не скучно!

Смотрите также: