25 января День Святой Татьяны, и как принято считать – день российского студенчества. Где же, как не в Томске - городе студентов отмечать этот праздник.
По традиции, наши студенты повяжут на памятник Святой Татьяне в Городском саду шарф, проведут квест, повеселятся на ледяных горках. Но это еще и повод осмыслить, а кто он, современный студент? Ведь времена меняются, и в вузах учатся совершенно разные люди. Как Томску сохранить статус молодежного города? Об этом корреспондент «АиФ-Томск» говорит с заведующим кафедрой социологии ФсФ ТГУ, кандидатом наук Виталием Кашпуром.
Не количеством, а качеством
Мария Айрапетова, «АиФ-Томск»: Виталий Викторович, за последнее время количество студентов в Томске сократилось. Это както сказалось на имидже города как студенческого?
Виталий Кашпур: По данным статистики, Томск попрежнему входит в тройку российских городов с преобладанием числа студентов на душу населения. Хотя, действительно, в 2010 годы число студентов стало меньше. Это связано как с возросшей потребностью в среднем профессиональном образовании среди молодежи, так и с сокращением количества частных вузов и бюджетных мест на ряд популярных направлений подготовки. Но в целом имидж Томска как научнообразовательного центра не изменился. Более того, сейчас университеты претендуют на то, чтобы стать центрами регионального развития. Буквально в конце прошлого года три томских университета – ТГУ, ТПУ и СибГМУ попали в программу Министерства образования и науки «Университеты как центры регионального развития». Поэтому мы можем говорить не столько о количественном, сколько о качественном показателе Томска как студенческого города.
В последние годы стало больше студентов, приезжих из дальнего зарубежья. Традиционно Томск был центром притяжения студентов из Сибири, Казахстана и стран Средней Азии, а в последние годы в Томск начали приезжать студенты из дальних стран, и это, естественно, сказывается на образе и имидже города.
– Какой он, современный студент? Происходит ли какаято эволюция образа?
– Безусловно, в исторической динамике меняется и образ студента. Сейчас студенчество является одной из самых политически неактивных частей населения, в то время как в начале двадцатого века студенты, напротив, были самыми вовлеченными в политическую жизнь людьми. Сегодня много говорят про поколение Z. И это ощущается в обществе, фиксируется в исследованиях учёных. Прослеживается, как меняются приоритеты у студентов, их жизненные установки и ценности.
У молодых людей преобладает их собственный интерес. Если в 2000е годы студенты шли в вуз за профессиональным образованием, руководствуясь двумя факторами размер будущей зарплаты и престиж профессии, то сегодня примерно 1/5 студентов идут именно за компетенциями и определенными навыками. Они формируют запрос не только на профессиональную подготовку, а на навыки работы в команде, возможности лидерства, волонтерской деятельности. В этом смысле есть очень мотивированная часть студенчества.
Сейчас и появляется запрос именно на качественное содержание образования. Студенты готовы к мобильности, зачастую обучаются одновременно в нескольких вузах посредством современных технологий. Это для вузов своего рода вызов. Приходится изменять формат образования: недостаточно теперь просто прочитать лекцию, нужен интерактив, умение заинтересовать, вовлечь в деятельность, чтобы студенты смогли поучаствовать в проведении исследований, волонтерских проектах и предпринимательской деятельности.
Эпоха неопределённости
– Работодатели жалуются, что молодые специалисты инфантильны, работать в полную силу не хотят. В то же время и президент, и правительство сделали ставку на молодежь. Идет активное обновление управленческого аппарата на всех уровнях. И весьма успешное. О чем это говорит?
– Особенность нашей сегодняшней ситуации в том, что поразному воспитывали предыдущее поколение и нынешнее. Если раньше человек обучался по принципу получил профессиональное образование и оно позволяет работать всю жизнь, то сегодня мы видим как новые профессии возникают со скоростью света. Технологии совершенствуются, идет автоматизация и роботизация во многих массовых сферах занятости. Раньше мы даже вообразить не могли, настолько технологии войдут в нашу жизнь. Становится понятно, что невозможно человека подготовить к одной профессии, которой он будет заниматься на протяжении всей жизни. Необходимо учить не столько какойто специальности, сколько способности постоянно обучаться, находить информацию и подстраиваться к технологиям.
То что было характерно для индустриального общества, устаревает сегодня. Сейчас актуален не процессный, а проектный подход. Мы ставим цели по достижению в будущем желаемого результата и делаем шаги к их достижению. Поэтому в человеке востребованы качества, связанные с креативностью и целеустремленностью. И реформы в сфере госуправления вполне оправданы этими процессами. Есть смысл обновлять кадры и привлекать молодых именно для такого проектного формата работы. Люди нового поколения способны создавать чтото новое, работать в ситуации неопределенности.
– Достаточно ли у молодых людей возможности сделать карьеру в Томске, не покидая его?
– Одно дело, если мы говорим о каких то уже имеющихся возможностях, другое – о создании самими людьми таких возможностей для себя. Есть разные типы молодых людей, и согласно исследованиям 16% молодёжи это люди от 18 до 30 лет, готовые реализовывать собственные проекты. А если говорить только про студентов, то эта цифра будет еще более высокой. Такие самоактуализированные молодые люди способны в том числе сами себе создавать рабочие места, реализовать собственные проекты. Это предприниматели, которые могут сами строить собственную жизнь. Тем более что в нашем регионе есть такие возможности. Кстати, наш регион первым запустил проект по поддержке молодежного предпринимательства, который был тиражирован по всей стране.
Если мы посмотрим пятерку ведущих по объему своей капитализации современных компаний мира это всё цифровые компании, самые успешные современные проекты имеют отношение к itтехнологиям. Поэтому, среди молодежи есть предприниматели, которые в Томске создают конкурентоспособные на внешних рынках IT проекты. Но сегодня среди молодежи развивается и мощное движение, связанное с социально преобразующим предпринимательством, направленным на решение социальных проблем. Взять, например, проекты по борьбе с мусором или с поддержкой больных детей за последние 10 лет мы видим создание довольно серьезных некоммерческих организаций и фондов, которые выросли из таких идей.
В этом смысле наш потенциал заключён именно в самих молодых людях, которые способны конструировать свою жизнь самостоятельно. Томск в свою очередь даёт среду и инфраструктуру для развития таких инициатив.
Молодежь все чаще уходит в самозанятость, фриланс. Это тоже явная тенденция.
Причины остаться
– В связи с демографической ситуацией некоторые томские эксперты предлагают разработать специальную программу для закрепления иностранных выпускников. Чтобы они заканчивали вуз, привозили сюда семьи и здесь оставались. Насколько это реально с вашей точки зрения?
– Университетский Томск изначально конструировался как образовательный хаб, чтобы обучать и выпускать высококвалифицированных специалистов для всей страны. Конечно, для Томска это весьма амбициозная цель стремиться задержать в регионе ценных специалистов. Однако многие наши студенты в ходе опроса признают, что стремятся уехать в СанктПетербург, Москву или Новосибирск. Это закономерно, чем выше качество человеческого капитала, тем выше требования к качеству жизни.
Но студенты вполне высоко оценивают среду и комфортность Томска для проживания. По многим показателям опрошенные ставят более высокие оценки, чем мы того ожидаем, – чистота улиц, работа транспорта и так далее. К самым критичным факторам, которые отмечены минимальными оценками, следует отнести качество воды и уборку снега. Высокую оценку молодые люди ставят разнообразию мест проведения досуга.
А основной причиной, почему уезжают из Томска, называют отсутствие перспектив карьерного роста.
– Значение семьи, устройство быта, отдыха чего хочет молодежь? Каковы основные приоритеты?
– Если говорить про ценности молодёжи, то главная ценность семья. В этом смысле представление о современной молодежи как о жестких карьеристах весьма ошибочно. Хотя, если сравнивать с советским временем, когда важными ценностями были альтруистические ценности, то нынешнее поколение это индивидуалисты, готовые заботиться о «своих», но не о «чужих». Также важно для современных людей здоровье. Студенты стали вести более здоровый образ жизни.
Также в числе ценностей современной молодежи материальное благополучие и карьера. Многие в ходе опроса называли ценным собственную творческую самореализацию.
Так что в целом нельзя сказать, что современные студенты это люди с какимито непонятными старшему поколению ценностями. Просто многие из них это люди, живущие исходя из собственных интересов, готовые быстро реагировать на обстоятельства и не строящие планы на далекое будущее.