Примерное время чтения: 9 минут
319

Учить ученика или учителя? На чём не должен экономить директор школы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Томск 29/11/2017

Фото: Из личного архива

Заметно вырос уровень управленческих кадров, что подтвердил  ежегодный всероссийский конкурс «Директор школы». В десятку лучших вошла и руководитель гимназии № 6 Томска  Елена Сорокина. О том, кто такой современный директор школы, мы и беседуем с Еленой Владимировной.

Дорога в класс

- В чем главная задача директора школы? Вы как­то сказали, что он должен наращивать профессиональный потенциал учителя, не мешая ему работать. Но до  воспитания ли директору коллег, наряду со школьным хозяйством,  финансами, отчетами от районо до министерства?     

- Бытует мнение, что основа любого управления – грамотный менеджмент, который не различается по специфике и позволяет руководить хоть заводом, хоть школой, хоть театром. Я категорически не согласна  с такой точкой зрения. Учебно­воспитательный процесс очень сложный, это коллектив детей, педагогов, родителей, и директору надо быть внутри этого процесса, поэтому я никогда, на всех должностях, не отказывалась и от работы учителя.

Несмотря на огромный объём директорских забот, я веду уроки, чтобы не терять связи с детьми, с учителями, регулярно посещаю уроки коллег. Иначе не смогу дать им или родителям дельный совет и рискую однажды нарваться на острый вопрос: «А вы­то сами давно в класс заходили, понимаете, о каких проблемах мы говорим?». Позиция  директор ­  учитель учителей ­ выглядит пафосной, но по сути верна.         

И тезис «не мешать учителю работать», помимо признания его права на творчество, для меня означает также необходимость брать на себя лично, на управленческую команду гимназии вал бумажной работы, бесконечную вереницу отчётов, справок, заполнения бумажных и электронных форм. Учитель не должен считать, сколько кубометров снега мы собираемся вывезти за зиму с нашей территории, сколько школьников будут участвовать в общественно полезном труде, сколько гражданско­патриотических бесед проведено и т.д. Учитель должен качественно готовиться к уроку, и моя задача оградить его от всего лишнего.

Кроме того,  я должна создать условия для профессионального развития педагога. Конечно, для этого нужна, прежде всего, внутренняя профессиональная потребность, нужно создать особую атмосферу в коллективе! Но не менее важно дать возможность учителю повышать квалификацию. Мы выписываем всевозможные методические журналы, оплачиваем участие учителей в самых значимых и интересных педагогических событиях ­ конференциях, форумах, семинарах. На этом директору нельзя экономить. Мы стараемся найти деньги, чтобы отправить свой спектакль на фестивале школьных театров в соседнем городе, на всероссийские олимпиады и конкурсы. Крайне важно, чтобы и дети, и педагоги расширяли свои горизонты, участвовали в острых дискуссиях, мастер­классах.

Не отстраняться от «неведомого»

- К школе всегда были претензии, сейчас их тоже хватает.  Мол, школа воспитывает белоручек, дети не знают своей истории, литературы. У них нет авторитетов. Как вы относитесь к этим претензиям?

- Претензии есть и у меня, но не такие, чтобы впадать в панику, а такие, чтобы над ними думать и работать. Тот, кто паникует на этот счет, мало общается с детьми… На днях я проводила культурологическую дискуссию с девятиклассниками и была поражена уровнем их познаний, интеллектуальной и духовной зрелости, тем, как они умеют формулировать свою точку зрения, могут привести исторические факты в подкрепление своего мнения, не бояться отстаивать его. Это очень интересное поколение, но оно несколько замкнуто «в себе». С этой молодежью надо чаще говорить, спорить, не давить авторитетом взрослого, не поучать.  К ним нельзя выходить с позиции «учитель говорит ­ все молчат» или «учитель всегда прав». Это глупые стереотипы, которые разрушают современную школу, которые навсегда разрывают цепь поколений.

Как учитель, директор я вижу и противоречия в сознании сегодняшних выпускников. С одной стороны, они также верят в силу авторитетного мнения, с другой стороны, отрицают авторитеты и общепризнанные концепции.  Они действительно нередко имеют мнение отличное от общественного и официального, но далеко не всегда хотят его высказывать, считая, что взрослым это неинтересно. Убеждены, что их точка зрения правильна, потому что синтезирована из материалов в социальных сетях, в которые взрослые не заглядывают, из лекций ученых и политиков, которых взрослые не берут в расчет, книг и статей (в том числе зарубежных), которых мы, взрослые, не читаем. То есть из всего неведомого взрослым.

Я вижу нашу задачу в том, чтобы не отстраняться от «неведомого», от авторитетной у молодых информации. Не избегать острых тем, аргументированно высказывать свои критические замечания, не считать себя правыми только потому, что мы, а не они закончили университеты. Учитель, как и любой взрослый, может быть не прав, и дети должны об этом знать.         

- Зачем вы ходите на уроки к вашим учителям? Ведь вам и так все известно об их профессиональных качествах…     

- Да, все учителя знают, что я могу попроситься к ним на урок просто так, а не только по жалобе или в ходе каких­то контрольных мероприятий. После урока у нас всегда проходит анализ, профессиональный разговор.  Подавляющее большинство уроков моих коллег на очень высоком уровне. Но если я вижу, что урок откровенно плохой, не боюсь спросить: «Вам не стыдно за этот урок перед детьми, перед вузом, который вы закончили». Главное, какой вывод делает учитель и что он говорит в ответ! Я не боюсь ошибок и не боюсь признаться в этом. Иногда на уроках делаю это сознательно.

Невозможно передать
то, чем не обладаешь.

На днях в одном из старших классов, где я не преподаю и ученики моих «приемов» не знают, в ходе беседы я сказала: «Знаменитая писательница Эрих Мария Ремарк…». Было интересно ­ скажут ли мне ребята, что я ошиблась, создана ли в гимназии такая атмосфера, что они могут возразить директору? Или промолчат, а потом высмеют в интернете?  На перемене они подошли и сказали. И я обняла их, сказала «Спасибо, мы с вами «одной крови».            

Начало всего

- Что должно изменить государство по отношению к школе? Повысить зарплату педагогам, улучшить материальную базу школ? Ваше отношение к тому, что вернули прежнее процентное соотношение базовой ставки учителя и надбавок?

­ - По­моему, сейчас государство не имеет возможности что­то кардинально изменить. По всему миру проводились исследования, которые показали, что дело не в зарплате, хотя, конечно, она должна быть сразу достойной, а не зависеть от различных меняющихся прибавок­надбавок. Уровень профессионализма учителя, качество его взаимодействия с учеником – вот что определяет качество образования и передовые позиции в образовании таких стран как Финляндия,  Сингапур.

Но как обеспечить этот высокий уровень профессионализма? Когда в педагогические вузы будут стремиться лучшие выпускники школ, а не те, кого больше никуда не возьмут, те, кому будет что сказать в классе, а не «урокодатели», тогда можно говорить обо всем прочем. Как показывает мой опыт общения с молодежью, престиж профессии учителя растёт. Среди лучших выпускников гимназии появились те, кто все­таки выбирает педагогические специальности. Но это еще не все в деле улучшения ситуации. Учитель должен ощущать ценность своей миссии и сокровенный смысл педагогического труда, ­ как говорит Евгений Ямбург, ­ только такой подход не позволяет скатиться к ремесленничеству, в какие бы новейшие информационно­технологические формы оно ни облекалось.

Школьный учитель должен изначально иметь возможность для личностного развития, покупать дорогие сегодня для него книги, ездить делиться опытом с коллегами, осваивать передовые педагогические практики, словом, так профессионально развиваться, чтобы быть интересным ученикам. Ведь невозможно передать то, чем не обладаешь. Тенденция к улучшению положения учительства в стране есть, но сделаны лишь первые маленькие шаги.

Изменение базовой ставки учителя с пяти тысяч рублей с копеечками до семи тысяч с копеечками за 18 часов работы – не то изменение, которое может кого­то вдохновить. По­прежнему, чтобы заработать, учитель вынужден вести огромную нагрузку и умудряться изыскивать время на то, что за границами урока, чтобы претендовать на стимулирующие выплаты. Однако принцип уравниловки тоже плох: кто­то только ведёт уроки, а кто­то занимается с детьми проектами, устраивает образовательные экскурсии, ведёт педагогический блог, анализирует и обобщает свой опыт, активно сотрудничает с вузами.

В отечественной школе всегда было немало педагогов, которые материальное отодвигали на второй план, стремились расти, развиваться вместе с ребенком и были счастливы его успехам. Но в двадцать первом веке нельзя требовать от учителя альтруизма и экономить средства на образование. 

Досье
Елена Сорокина. Родилась в Томске, после окончания школы и филологического факультета ТГУ преподавала русский язык и литературу в школе № 23 Томска, 10 лет совмещая при этом должность заместителя директора. В 2011 году стала одним из победителей в конкурсе учителей, внедряющих инновационные программы. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2011 году назначена директором гимназии в результате победы в конкурсе на эту должность. Замужем, имеет сына­студента.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах