Компания "Газпром трансгаз Томск" организовала для знаменитого композитора современности Эдуарда Артемьева первое в его творческой биографии турне. Симфонический концерт с его участием состоялся в Томске в рамках гастрольного турне по городам Сибири. Это уже третий визит маэстро в наш город. Первый раз он посетил Сибирские Афины в декабре нынешнего года - по приглашению руководства ООО "Газпром трансгаз Томск", на региональный тур корпоративного фестиваля самодеятельных коллективов и исполнителей ОАО "Газпром" - "Факел".
- Эдуард Николаевич любезно согласился приехать. Он подарил нам великолепный симфонический концерт, на котором прозвучала музыка к известнейшим фильмам, таким как "Утомленные солнцем", "Солярис", "Сибириада", - рассказывали организаторы гастрольного тура. - На этом мы не остановились и решили дать возможность прикоснуться к музыке Артемьева не только нашим работникам, но и другим людям в регионах присутствия компании. Поэтому организовали турне, цель которого - популяризация творчества Эдуарда Артемьева, которое - а это признак подлинного искусства - всегда современно, всегда трогает самые тонкие струны человеческой души.
Эдуард Артемьев размышляет в своих сочинениях на очень серьезные, философские темы. Его музыка придает духовную глубину каждому фильму. Все киноленты, которые он озвучил, перечислить невозможно - их больше 150. Он написал музыку почти ко всем произведениям Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского. Обладает "Оскаром" за лучшую музыку к фильму "Белое солнце пустыни". Но, пожалуй, самая дорогая награда за творчество - народная любовь. В каждом городе концерт с участием маэстро производит фурор, зал ему рукоплещет. Люди просто счастливы от встречи с гениальным компо-
зитором...
"Следую за режиссёром"
Счастье пообщаться с легендарным композитором выпало и томским журналистам. Сначала интервьюеры оробели - ведь перед ними сидел живой классик, но Эдуард Артемьев держался так просто, спокойно, без всякого снобизма, что невольно располагал к непринужденному разговору. Беседа получилась очень теплой, впечатления от встречи остались самые светлые.
- Эдуард Николаевич, вы создаете много музыки для кино. Приходится подстраиваться под требования режиссера?
- Я смирился с тем, что на съемочной площадке правит режиссер - он подбирает сценарий, формирует команду, приглашает композитора. По молодости я был нервный и вспыльчивый, если режиссер вмешивался в мою работу, горячо спорил. Его это, конечно, раздражало. Один кит отечественного кино мне как-то сказал: "Если режиссер будет подстраиваться под оператора, который хочет снять картинку покрасивее, под актеров, каждый из которых желает блеснуть, под гримеров и костюмеров, то фильм развалится".
Я всегда внимательно и терпеливо слушаю, что говорит режиссер. Даже если он путается и не может ясно сформулировать, какой саундтрек он хочет, я стараюсь выудить из его слов основную идею и перевести ее на язык музыки. То есть я следую за режиссером, а еще за кадром - иногда картинка подсказывает стиль музыки, инструментарий...
- А с какими режиссерами вам интересней и легче было работать и почему?
- Больше всего я работал с Никитой Михалковым, у нас было взаимопонимание, доверие. Ему нравилось почти все, что я сочинял, обычно он принимал мою музыку без всяких оговорок. Гораздо тяжелее было с Андреем Кончаловским. Он сам профессиональный пианист, мы учились вместе в консерватории. У него обширная музыкальная эрудиция, поэтому он всегда требовал от меня чего-то сложного, необычного, какую-то перекличку с великими музыкальными произведениями. При этом он частенько "влезал" в мои партитуры, менял инструменты...
Я возмущался: я же не трогаю твой сценарий, не меняю актеров. Мы с ним отчаянно ссорились, тем не менее, сотрудничать с ним было чрезвычайно интересно. Труднее всего было с Андреем Тарковским, он хотел получить музыку природно-косми-
ческую. При этом он не следил за процессом создания музыки, не приезжал в студию. Я работал наугад, не получая отклика. И однажды он забраковал уже готовую запись. Благо, "Сталкер" снимался дважды, я успел переписать музыку.
Фантастическая машина
- Эдуард Николаевич, вы один из основателей отечественной электронной музыки. Вас еще называют магом синтезатора. А как вы оцениваете современную электронную музыку?
- В начале 60-х годов судьба свела меня с Евгением Мурзиным, инженером и музыкантом, который создал первый компактный синтезатор. В то время это был уникальный, можно сказать, элитарный инструмент. Его можно сравнить с гитарой: в 19 веке на ней играли дворяне в изысканных салонах, в 20-м она вошла в массы - на ней бренчали в каждом дворе. А когда у гитары появился электронный звук - в нее как будто вдохнули новую жизнь, она стала могучим инструментом, особенно в руках рок-музыкантов.
Синтезатор тоже раньше был уделом избранных, а теперь на нем пиликают разные попсовые группы. Играть на синтезаторе виртуозно или хотя бы сносно мало кто умеет. Его возможности используются процентов на пять, не больше. Музыканты просто такают на одни и те же клавиши и не пытаются сплетать звуки, изобретать мелодии. Никакого творческого поиска. Хотя современные синтезаторы - это фантастические машины, на них можно творить чудеса. Создавать музыку бескрайнюю, бездонную... Но главное не технические средства, которыми создается музыка, а ее духовная наполненность.
Вдохновляет ответственность
- Эдуард Николаевич, как, по-вашему, успех творца зависит от его таланта или от трудолюбия?
- Труд ежедневный очень важен. Это одно из условий успеха. Поденщиной занимались многие талантливые люди. Например, у Гоголя в черновиках - сам не видел, но рассказывали - есть фраза: "Что-то сегодня не пишется". Этой фразой он "измарал" десять страниц, а дальше полетели "Мертвые души". Вот как можно себя разогреть, разогнать! И Чайковский ежедневно трудился несмотря ни на что. В дневнике он однажды записал: "Вчера у графа Голицына был прием. Очень много выпил. Утром совсем ужасно. Опустошил бутылку коньяка. Мрак. Сел работать..." (Смеется)
- А что вас вдохновляет на создание музыки?
- Ответственность. Если человек мне доверяет, для меня дело чести не подвести его. Даже если сразу "задание" не нравится, то начинаешь сочинять и увлекаешься. Зацепишься за какую-нибудь мелочь, случайный аккорд, и разовьешь тему. Вдохновения, озарения ждать непродуктивно. Так и разлениться можно. Были композиторы с необыкновенным, божественным даром, но не работоспособные. По наитию писали блистательные вещи, но больше прохлаждались. И их яркие способности угасали.
Существует красивая легенда, что Моцарт писал будто играючи. Но я читал, что это лишь досужий вымысел. Маэстро до тех пор не переносил свое произведение в нотную тетрадь, пока оно целиком не возникало у него в голове. А это значит, он немало времени мысленно его сочинял, совершенствовал. А потом легко и быстро, к изумлению и зависти коллег, переносил его на бумагу.
Колосс на глиняных ногах
- Во время турне вы передвигаетесь из города в город на машине. Что из увиденного по пути вас поразило. Какова она Сибириада?
- Сибирь, по моим ощущениям, наиболее показательное состояние всей России. Это и колоссальная мощь, и глиняные ноги. Да, заметны какие-то прорывы в плане инфраструктуры - появились новые дороги, но вдоль них - заброшенные непаханые поля. Тем не менее эти огромные пространства потрясают душу! Однажды я долго летел через всю страну в Корею, смотрел из иллюминатора и восхищался: тут повсюду говорят на русском языке. У меня от счастья замирало сердце!