Примерное время чтения: 5 минут
72

"Бюрократия побеждает здравый смысл"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. Аргументы и факты - Томск 28/07/2010

Две последние недели спикер области Борис

Мальцев объезжает строительные организации, чтобы на месте разобраться, почему "буксует" строительная отрасль? Что на самом деле происходит? Сознательно ли строители затягивают сдачу жилья или есть объективные предпосылки? Отвечают ли действующие законы вызовам времени? Поделиться своими впечатлениями мы попросили спикера Государственной думы Томской области Бориса Алексеевича Мальцева.

Спецзакон для Сколково

- Борис Алексеевич, так как может законодатель оценить нынешнее строительное законодательство?

- Как весьма плачевное. Существующее законодательство, регулирующее имущественные и земельные отношения, не только не помогает развивать строительную сферу, но препятствует этому. Ситуация настолько очевидна и вопиюща, что президенту Дмитрию Медведеву пришлось срочно подписывать специальный закон, упрощающий передачу земель под инновационный центр в подмосковном Сколкове. Иначе на утвержденных сроках строительства этого объекта изначально можно было бы поставить "крест".

Что это даст? Теперь в соответствии с изменениями в соответствующем федеральном законе Фонд содействия развитию жилищного строительства получает право безвозмездно (а значит, относительно быстро) передавать земли под приоритетные проекты типа "Сколково" или "Олимпийский Сочи". Это, конечно, хорошо.

Но, к сожалению, в отношении "неприоритетных" строительных проектов, к каковым относится жильё и большая часть "социалки", изменений пока никаких нет. Сегодня все согласования в службах мэрии по отводу земельных участков под строительство жилья (если следовать установленным регламентам) занимают 13 месяцев. Но и этот срок часто увеличивается в полтора-два раза.

Редкое исключение

- То есть на местах строители оказываются в прямой зависимости от произвола чиновников?

- Происходит это в том числе и потому, что любая ошибка в документах строителей приводит к тому, что застройщику приходится начинать все оформление с нуля. Надо дать застройщику возможность исправлять документы во время экспертизы, а не начинать все каждый раз заново. И экспертиза не должна продолжаться более 60 суток. К примеру, фирма "Рекон" проходила экспертизу более 360 суток!

- Но, возможно, это исключение?

- Исключением является как раз другой пример. Например, необходимость выполнить президентский указ по обеспечению ветеранов ВОВ заставила томских чиновников действовать быстро и четко. В результате на оформление документов на строительство ветеранского дома по Сибирской, 83, ушло всего 3 месяца! Но это действительно исключение из правила. А общее правило таково, что период согласования длиннее, чем период самого строительства. Чтобы уложиться в заявленный срок, застройщик начинает "гнать". Безусловно, такой временной дисбаланс не может не сказаться на качестве строительных работ.

Однако еще больше на качестве строительства скажется другой законодательный парадокс. Суть его в следующем: 1 июля 2010 года, в соответствии с пунктом 7 статьи 46 закона "О техническом регулировании" прекратили действие обязательные требования федеральных нормативных документов в строительстве. Таким образом, СНиПы или "строительные нормы и правила" (а их более 150) канули в Лету, а ГОСТы и своды правил стали документами добровольного применения. Иными словами, их неприменение теперь не является нарушением технического регламента.

Впечатление, что "вместе с водой выплеснули и ребенка". Желая облегчить жизнь строительным компаниям, непомерно усложнили жизнь потребителям их услуг - т.е. тем, кто будет покупать квартиры и жить в них. Надо сказать, что это уже не первое "революционное" преобразование строительной сферы. В 1990-х годах почти повсеместно были ликвидированы строительные лаборатории и должности инженеров по качеству. Как говорится, нет инженера - нет проблемы. Потом уменьшили количество необходимых экспертиз. Изменились и сами условия их проведения.

Утрачен жесткий контроль

- Так что, собственно, принципиально изменилось?

- Если раньше проверяли качество железобетонных конструкций непосредственно на заводе-изготовителе, то теперь образец необходимо отвозить в лабораторию. Прошла она сертификацию или нет, мы с вами не знаем. Сколько образцов проверили, и сколько надо, тоже неизвестно. Эти вопросы в зону профессиональной ответственности эксперта сейчас не входят.

Кроме того, раньше железобетонные конструкции делались в заводских условиях, а теперь - на строительной площадке, причем и зимой тоже. Сегодня, по сути, отсутствует то, что в советские времена называлось пооперационным контролем. Проверка осуществлялась не только на "входе" и "выходе", но на каждом этапе строительства, начиная с рытья котлована и заканчивая отделочными работами. С другой стороны, технологически строительство становится всё сложнее и сложнее, т.к. увеличивается этажность, величина пролётов и т.д.

- Действительно, парадокс. Казалось бы, в этих условиях система государственного контроля над качеством должна стать еще строже.

- На деле же она почти упразднена. Судите сами: в Главной инспекции государственного строительного надзора по Томской области работает всего 11 инспекторов, которые должны курировать возведение более чем... 600 объектов выше двух этажей, возводимых сегодня в регионе.

Совершено непонятно, ни когда они это делают, ни как, поскольку собственными лабораториями инспекция не располагает. Я уже не говорю о том, что по новым правилам качество строительства мало-

этажных зданий (а часто это детские сады и школы!) обязательному контролю со стороны государственных органов вообще не подлежит.

Кто думает о последствиях?

- К чему это может привести?

- Боюсь, что такое "благодушие" может в конце концов очень плохо кончиться. Все мы знаем, что трагедии в "Белой лошади" и на шахте "Распадская" произошли, прежде всего, из-за нарушения правил техники пожарной безопасности. Какие техногенные аварии и катастрофы должны еще произойти, чтобы государственный контроль качества строительства снова стал жестким и обязательным для всех?

- Какой же выход?

- Считаю, что все эти вопросы необходимо сделать предметом обсуждения в департаменте строительства областной администрации и на заседаниях Думы Томской области в самое ближайшее время. Не нужно ждать, пока "гром грянет"!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах