После прошедших выборов "ценовые каникулы" закончились, и буханка хлеба в ряде регионов подскочила в несколько раз. Томск такой резкий скачок Бог миновал, но надолго ли?
Пока властям удается сдержать ценовой "девятый вал", который разбушевался в конце прошлого года, но нет гарантии, что обвала не произойдет.
Между тем замечено, что всякий раз, когда цены взлетают вверх, с прилавков в первую очередь сметаются продукты томского производства. Тут в самый раз вспомнить о громкой акции "Покупайте томское!" Не утратила ли она своей актуальности?
Покупая томское, убиваем нескольких "зайцев"
- Основная цель акции "Покупайте Томское!", инициатором которой в свое время выступил губернатор Виктор Кресс, сориентировать покупателей на приобретение продукции томских производителей, - говорит начальник областного департамента потребительского рынка Александр Таловский. - Этим убивается сразу несколько "зайцев".
Во-первых, сохраняется возможность влиять на цены, а значит, и на кошелек рядовых томичей. Во-вторых, стабильное производство - это и рабочие места, и заработная плата, и твердые социальные гарантии. Что касается власти, то это, конечно, налоги. Чем больше продукции произведут томские предприятия, тем солиднее приток денег в казну. Кроме того, практически вся продукция томской пищевки - качественная. Таким образом, призыв "Покупайте томское!" не потерял своей актуальности и в настоящее время.
В принципе, если брать по большому счету, речь идет о продовольственной независимости области. Не секрет, что "переработка" испытывает жесткую конкуренцию со стороны профильных предприятий соседних регионов. Поэтому, если упустить "поводья", то можно оказаться в кольце продовольственной интервенции. А это чревато негативными последствиями - оттоком денежной массы за пределы области и снижением объемов собственного производства. Впрочем, этого не произошло. В настоящее время пищевая отрасль включает свыше 500 предприятий с общей численностью работающих более 13 тысяч человек, что составляет почти 20 процентов от общей численности занятых в промышленности области. За последние 5 лет суммарные инвестиции в основной капитал пищевых предприятий составили более 2 миллиардов рублей. И этот процесс идет по нарастающей.
В прошлом году общий объем инвестиций в пищевые предприятия области составил более 600 миллионов рублей, что в 7,5 раза выше, чем в 2002 году. И эти вливания дают результат.
Производство продовольствия за минувшую пятилетку увеличилось в области в 2,3 раза. Среднегодовые темпы прироста пищевки поднялись до 18 процентов, в то время как в целом по России они не превышали 5 процентов. И еще одна цифра. Общий объем товарной продукции, произведенной в 2007 году, перевалил за 16 миллиардов рублей. Таким образом, доля пищевой продукции в структуре выпуска обрабатывающих производств вышла на 24,5 процента, тогда как пять лет назад этот показатель был менее 12 процентов. Прорыв очевиден. Он стал возможен в основном благодаря тому, что в пять с половиной раз увеличилось производство пива, в четыре раза - выпуск плодоовощных консервов, в два раза стали больше производить мяса и колбасных изделий, растительного масла, цельномолочной продукции, майонеза и других товаров.
У каждого своя ниша
Ориентируя население покупать томское, область не захлопывает и торгуйте. Внутриобластной рынок продовольственных товаров формируется как за счет собственных ресурсов, так и за счет их поступления из других регионов России и импорта. Ввоз ряда продовольственных товаров и пищевого сырья экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет возможности для удовлетворения покупательского спроса томичей. Это прежде всего касается продуктов тропического происхождения: чая, кофе, специй, сахара, табака, а также растительного масла, круп, макаронных изделий, мясных, молочных продуктов и рыбных консервов.
Это сотрудничество носит взаимодополняющий характер. Продукция с маркой "Сделано в Томске" пользуется устойчивым спросом не только на территории нашей области, но и далеко за ее пределами. В прошлом году из Томской области было вывезено свыше 200 тысяч тонн продовольственных товаров на сумму более 5 миллиардов рублей. Основная доля поставок (80 процентов) приходится на рынки Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Тюменской, Иркутской и Читинской областей. Наиболее высокий прирост, по данным статистики, отмечен в вывозе мясной и цельномолочной продукции, пива, минеральной воды, плодовоовощных консервов, кондитерских изделий и муки.
У томских пищевиков есть все предпосылки для дальнейшего роста. Однако сохраняются и болевые точки. Несмотря на то, что серьезных проблем с сырьем в области нет (ряд предприятий организовали собственное производство, а другие пошли по пути налаживания долговременных связей с надежными поставщиками), ставится задача, чтобы пищевая отрасль по максимуму работала на местных ресурсах. Это важно не только с точки зрения поддержки села, но и формирования цены на конечную продукцию. К сожалению, эта система пока дает сбои. Есть много примеров, когда, вместо того чтобы использовать местное сырье, томские пищевики завозят его из других регионов. По рыночным меркам - это, может быть, и правильно. А с точки зрения интересов области? Получается, что даем заработать соседям, а продукция местных селян оказывается невостребованной.
Между доходами и потребностями
Другая проблема состоит в том, что, несмотря на сногсшибательные темпы роста объемов производства пищевки (за пять лет в 2,3 раза), сохраняется большой дисбаланс между потребностями, покупательскими возможностями и реальной обеспеченностью населения продовольствием. Конечно, эта проблема носит глобальный характер, но решать ее нужно.
Хотя потребление на душу населения в области не только совпадает по Сибирскому федеральному округу, но по отдельным позициям и превышает их, успокаиваться рано. В соответствии с медицинскими нормами, установленными ГУ НИИ питания РАМН, томичам необходимо увеличить потребление рыбной и овощной продукции в 2 раза, мясной и молочной - в полтора. А вот на хлеб и картошку нажимать особо не следует - их потребление и так превышает медицинские нормы соответственно на 4 и 20 процентов. Для сбалансированного белкового питания в первую очередь необходимо увеличить потребление продуктов, содержащих белок животного происхождения. Как решить эту задачу?
Прежде всего необходимо поднять доходы населения, ведь, что греха таить, Примерно четверть томичей обходит мясные, колбасные и рыбные ряды стороной - не по карману. Когда уровень достатка людей подрастет, усилия областной администрации, направленные на увеличение выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями пищевой отрасли, будут поддержаны полновесным народным рублем.