Примерное время чтения: 6 минут
115

Самое трудное ответить на детские вопросы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты - Томск 24/01/2007

Владыка Томский и Асиновский архиепископ Ростислав, посетив выставку репродукций в картинной галерее Томского государственного педагогического университета, высказал желание пообщаться со студентами на темы искусства и прочитал впечатляющую лекцию на тему картины Александра Иванова "Явление Христа народу". Картинная галерея и пять интереснейших музеев - база, на которой строится процесс приобщения будущих педагогов к культуре, истории Сибири и России.

Музейный комплекс возглавляет заместитель проректора по учебной работе Татьяна Галкина, до вуза работавшая полтора десятка лет в областном краеведческом музее. В инновационном проекте подготовки и переподготовки эффективных команд специалистов для малокомплектных школ, который университет представил на российский конкурс, по праву есть раздел о воспитательной роли музейного комплекса.

Сказка как средство воспитания

Первокурсники Томского государственного педагогического университета на первых же занятиях с удивлением узнают, что в их вузе учился автор "Волшебника Изумрудного города". Музей посвященный сказочнику, - особая гордость университета. Для того чтобы наполнить его фонды, Татьяна Галкина ездила в Москву и встречалась с родственниками писателя, которые с готовностью отозвались на просьбу о помощи. Татьяна Васильевна привезла из Москвы две тысячи предметов для будущего музея: от пишущей машинки до мебели и детских писем, адресованных автору любимой сказки. В числе книг оказалось первое издание "Волшебника Изумрудного города", выпущенное еще до войны, в 1939 году. Антураж музея - рабочий кабинет А. Волкова. Он находится в старом, историческом корпусе педуниверситета на ул. Герцена, где учился и жил Волков в 1907 - 1910 годах.

Кстати, в скором времени этот корпус университета, подвергшийся реконструкции, вновь станет главным, и все первокурсники смогут почувствовать "дух истории". К сентябрю здесь будет создан так называемый детский музей. Татьяна Галкина уверяет: это очень важное направление для музейной культуры. Все шесть известных сказок Волкова очень разноплановы, имеют много дополнительных сюжетов и деталей, на основе которых будущие педагоги смогут проводить увлекательные уроки. В музее будут стоять микроскопы, в которые дети смогут рассматривать разные срезы цветов, структуру тканей и металлов. Одна из глобальных задумок, которая требует большого количества времени и работы - "виртуальный" музей. Экспозиция в детском музе не должна быть статичной. Голубая страна должна сменяться зеленой, а пещера Гингемы - маковым полем. Музей станет мастерской, игровой, спортивной комнатой, где студенты - будущие педагоги будут учиться разностороннему развитию детей.

Учебная аудитория - в музее

В новом корпусе ТГПУ на Каштаке расположились сразу три музея. Один из них - "Русская изба в Сибири". За то время, когда студенты университета ездили в диалектологические экспедиции по деревням и селам Томской области, накопилось множество предметов сибирской старины, которые они привозили с собой. Благодаря этому появился своеобразный музей, который, впрочем, используется и как учебная аудитория. Здесь же работает фольклорный ансамбль. В этом же корпусе находится музей археологии и этнографии Сибири. В будущем он станет методическим кабинетом с "говорящими" экспонатами. Кафедра археологии в музее совсем молодая, поэтому большая часть экспозиции взята в аренду у северского музея. В корпусе N5 есть еще и учебный анатомический музей, который служит подспорьем в учебе для студентов-биологов.

Новая идея Татьяны Галкиной - создание музея истории спорта в Томской области. Ведь ТГПУ начинался с Учительского института с первым за Уралом физкультурным институтом. Да и высокие спортивные результаты выпускников ТГПУ впечатляют. Последний пример - олимпийская чемпионка, лыжница Наталья Масалкина-Баранова, которой университет присвоил звание Почетного выпускника. Музейный комплекс работает таким образом, что студенты могут им пользоваться и во внеучебное время.

"Третьяковка" в педагогическом

Еще одно направление внеучебной работы, ставшее в итоге учебным - картинная галерея, которая была открыта в 2004 году. Для ее пополнения привлекают выпускников, студентов, школьников и абитуриентов университета. В ТГПУ впервые в этом году открыта специальность "Изобразительное искусство", и в галерее постоянно проводятся различные конкурсы, которые дают возможность посмотреть на студентов по-новому, открыть ранее неизвестные таланты.

Интересный проект реализовали студенты, обучающиеся по специальности "Историческое краеведение и музееведение". Для того чтобы не просто познакомиться в лекционном курсе с шедеврами культурного наследия, а узнать о работе музея изнутри, были созданы так называемые мини-ремейки на крупнейшие музеи России - Третьяковскую галерею и Эрмитаж. Студенческая группа становилась музейным коллективом, среди них выбирали директора музея, главного хранителя, экскурсоводов. Ребята, работавшие над ремейком Третьяковской галереи, решили, что это будет разножанровая коллекция русской живописи, 19 век. Репродукции картин делали почти в реальном размере. Здесь были представлены "Явление Христа народу" А. Иванова, "Рожь" И. Шишкина, "Иван Царевич на сером волке" В. Васнецова, а также копия картины "Неравный брак" В. Пукирева, которую для галереи дал известный томский художник, выпускник педуниверситета Александр Жеравин.

Кстати, открывал эту выставку Владыка Томский и Асиновский архиепископ Ростислав, который оказался очень сведущ в делах искусства и прочитал студентам очень интересную лекцию о картине "Явление Христа народу". Выставки, созданные студентами, могли посетить все желающие. Здесь проводились экскурсии для других студентов и школьников.

Уметь понять и объяснить

В университете постоянно проводятся конкурсы, призванные не просто повысить успеваемость или участие в общественной студенческой жизни, но и укреплять дружбу между студентами, способствовать здоровому образу жизни. Это конкурс на лучшую группу, конкурс некурящих групп и другие. Воспитательная работа в первую очередь ориентирована на студентов-первокурсников, которые должны быстро освоиться в общественной, культурной жизни университета и в то же время научиться самостоятельности, самоконтролю. В инновационной программе много внимания уделяется практической части обучения. Одним из направлений является создание методических кабинетов (максимально приближенных к настоящим школьным) биологии, математики, химии, русского языка. Они и будут давать студентам возможность освоить методику преподавания того или иного предмета. Для практических занятий будут приглашены учителя, имеющие авторские программы, которые уже прошли тестирование в школе и показали высокую эффективность. Кроме того, в планах - создание центра музейной педагогики, центра краеведения и туризма, бизнес-инкубатора и много других очень серьезных и важных направлений.

- От будущего учителя требуется не только знание своего предмета, но широкий общекультурный диапазон. Учитель должен многое знать, понимать и уметь объяснить другим, - говорит Татьяна Галкина. - И школьники, и их родители должны быть уверены, что учитель сможет ответить на все их вопросы. Ведь недаром даже самые лучшие знатоки из клуба "Что? Где? Когда?" самыми трудными вопросами считают именно детские.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах