Областной департамент здравоохранения решился на беспрецедентный шаг - опубликовать в СМИ данные по материнской и детской смертности за прошлый год. Для чего медики это сделали?
- Если у нас работает программа "Родовой сертификат", и декларировано правительством, что женщина имеет право выбирать тот родильный дом, который она хочет, то ей, как потребителю этой услуги, должна быть предоставлена информация о родильном доме, куда она пойдет рожать. А уж ее право - выбирать... - объяснил начальник областного департамента здравоохранения Альберт Адамян.
В 2005 году в Томской области погибло 10 женщин - беременных и во время родов. Пятеро из них умерли дома: в двух случаях смерть была непредвиденной, еще две женщины пытались погубить будущего ребенка, но погибли сами. Пятая смерть - результат криминального аборта. Большинство случаев материнской смертности зафиксировано в глубинке, однако "засветился" в этой статистике и Томск - три случая. Один на дому, остальные - в роддоме N2. В 2006 году в области умерла всего одна беременная.
Что касается перинатальной (до 7 суток жизни) смертности, то она в Томской области составляет 12,3% от общего количества родов. Самые высокие показатели - в роддоме N1 Томска (но нужно учесть, что он работал не весь год), Кедровом, в Бакчарском и Парабельском районах. Медики огласили данные и по частоте кесарева сечения на 1000 родов. В "лидерах" - клиника СибГМУ, НИИ акушерства, гинекологии и перинатологии, роддом N3, Стрежевской, Каргасокский, Кривошеинский и Чаинский родильные дома. Какие же выводы из этого следуют? Как ни странно, но население, то есть будущие матери, никак не отреагировали на открытость информации. То ли роженицы газет не читают, то ли их не пугает, что в таком-то роддоме случилось столько-то смертей. Во всяком случае, обратной реакции нет и случаев отказа по этой причине тоже нет.
- Я и сам пытался ответить себе на вопрос, - признается Альберт Адамян, - а какой же родильный дом лучше? И не пришел к однозначному выводу. Каждый хорош по-своему. И каждый по-своему плох. Я знаю только одно: не закрою ни одно лечебное учреждение до тех пор, пока оно не перестанет быть востребованным.
Кстати, не могли мы не спросить Альберта Тиграновича, сколько женщин, получивших родовой сертификат, воспользовались правом выбора ЛПУ не по прикреплению, а по своему выбору. Как оказалось, количество сельских женщин, рожающих и пролеченных в родильных домах города, по сравнению с прошлым годом не увеличилось.
- Надеяться на то, что, получив родовой сертификат, женщина ринется рожать в другой роддом, вряд ли стоит.
Конечно, это хорошо, что информация дойдет до населения. Но реального выбора у томичек все равно нет: чиновники признают, что все роддома нашего региона оснащены "в пределах прошлого века". Нужны деньги, нужны технологии, чтобы как-то изменить ситуацию в лучшую сторону.