В "социалке", как нигде, много "родовых пятен". И это понятно. По словам спикера Госдумы Бориса Мальцева, в свое время у нас была самая высокая социальная защищенность. Потом часть благ у народа отобрали, и теперь, как из пипетки, по капле, они "закапываются" обратно. 54 заседание Госдумы области в этом смысле не стало исключением. На нем принято 16 законопроектов, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и решение проблем в социальной сфере.
Замолвили слово за бедных студентов
Перво-наперво областные депутаты разобрались с учащимися и студентами из малообеспеченных семей. Ни для кого не секрет, что молодое и беспокойное племя живет без излишеств. Если не сказать больше - едва сводит концы с концами. Поэтому на суд депутатам был предложен областной закон о социальной поддержке студентов по оплате проезда. Надо отметить, что в первоначальном варианте документа предполагалось частично компенсировать проезд только студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. За бортом закона оставался наиболее незащищенный большой отряд молодых людей - учащиеся училищ и техникумов.
По словам председателя комитета по труду и социальной политике Госдумы Владимира Резникова, еще на этапе обсуждения, этот нюанс вызвал целую бурю эмоций. В конечно счете депутаты решили дополнить категорию льготников за счет студентов, обучающихся в техникумах, и учащихся учреждений начального профессионального образования. Администрация области сочла эту поправку уместной и внесла ее в законопроект ко второму чтению. Какова его стоимость для областного бюджета? Исходя из того, что в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования из малообеспеченных семей обучается 15648 учащихся и студентов, расчетная стоимость их проезда домой и обратно к месту учебы составляет 6,6 миллиона рублей. Однако, учитывая тот факт, что закон предполагает компенсировать только 30 процентов стоимости проезда к месту отдыха и обратно, потребуется гораздо меньше - 1,9 миллиона рублей.
Несмотря на предварительную обкатку закона, при его обсуждении на заседании Госдумы не обошлось без серьезных трений. Депутатов, например, интересовало, кто будет определять кому и сколько платить, каким образом студенты получат положенную им компенсацию. Звучало и вообще радикальное предложение убрать из текста закона упоминание о 30-процентной скидке стоимости проезда, поскольку она может быть увеличена за счет собственных средств учреждений образования. Кстати, благодаря принятому Госдумой закону о социальной поддержке, студенты и учащиеся из малообеспеченных семей уже этим летом смогут воспользоваться льготным проездом, отправляясь на каникулы домой.
Вместо автомашины социальное такси
Томичи хорошо помнят, каким ярким и запоминающимся событием становилось еще недавно каждое торжественное вручение инвалидам новеньких машин "Ока". Тогда радовались все. Но к сожалению, это, похоже, кануло в Лету. Начальник департамента социальной защиты населения администрации области Людмила Эфтимович вынуждена была признать, что 122-й Федеральный закон привел к ухудшению положения инвалидов. Все дело в том, что они лишились одной из таких важных форм государственной поддержки, как обеспечение транспортными средствами с ручным управлением. То есть людям, для которых автомобиль был важным элементом социальной адаптации, теперь не приходится о нем даже и мечтать, ведь на денежные выплаты, заменившие льготы по обеспечению транспортом, при всем желании машины не купишь.
Каким же видится выход?
В нашей области альтернативой отмененной федеральным центром льготы может стать социальное такси. Его услугами на протяжении последних трех лет ежегодно пользовались более 500 человек с ограниченными возможностями. Предложенный на обсуждение депутатам законопроект, как раз, и позволяет вернуть инвалидам право на государственную помощь пусть в виде социального такси, но это все-таки лучше, чем ничего, ведь шансов получить по медицинским показаниям спецтранспорт у них практически нет. На реализацию этой услуги из областного бюджета будет затрачено в текущем году свыше 417 тысяч рублей. Это - существенная поддержка людей с ограниченными возможностями. По признанию депутата Олега Громова, социальное такси должно не только активно пропагандироваться, но и широко внедряться в районах области.
Неубедительная отговорка
Очень бурно прошло обсуждение другого законопроекта - "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Главным камнем преткновения здесь стали обыкновенные дрова. Все дело в том, что для людей, проживающих в домах с печным отоплением, в ряде районов области суммарный размер субсидии и ежемесячной компенсационной выплаты в два и более раза больше размера субсидии, рассчитанной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Естественно, этот дисбаланс должен быть приведен в норму. Но как, ведь расчеты не позволяют определить объем средств, необходимый для предоставления ежемесячной компенсационной выплаты? И потом, как это сделать, если приобретение твердого топлива порой нельзя подтвердить документами, как того требует постановление правительства Российской Федерации?
Как известно, в текущем году на выплату денежной компенсации на приобретение дров потребуется 15 миллионов рублей. Это при условии, что количество получателей субсидий составит не менее 50 процентов от их общего числа. По словам первого заместителя губернатора Вячеслава Наговицына, это - областные деньги и их, как всегда, не хватает. В "Белом доме" между тем есть полная география юридических лиц, занимающихся заготовкой дров и их поставками населению. Другое дело, что людям гораздо выгоднее получить деньги и, не платя налогов, самим, без оформления лесобилета, то есть хищническим способом, заготавливать эти дрова.
- На мой взгляд эта проблема не стоит выеденного яйца, - говорит спикер Борис Мальцев. - У нас расчетная лесосека 20 миллионов кубометров, рубим в год всего два, а остальной лес потихонечку гибнет. О каком налоге с населения можно вести речь? _ ВРЕЗКА Единственное, что мы можем дать народу, - это бесплатные дрова. Но они у нас дороже, чем в Казахстане, где лес не растет. ----------
- В любом случае мы не должны провоцировать население получать компенсационные деньги и без лесорубочного билета хищнически вырубать лес, - живо отреагировал на слова спикера Наговицын.
Но на этом полемика не закончилась. Бориса Мальцева возмутило, что потребности населения в дровах определяются не главами муниципальных образований, а в департаменте администрации области. Как будто отсюда виднее, сколько дров нужно жителям поселка Орловка или, скажем, Среднего Васюгана. Спикер не получил исчерпывающего ответа и на другой вопрос: "Почему из предложенного на обсуждение законопроекта выпал пункт о том, что право на получение субсидий предоставляется по решению муниципальной комиссии". Ситуация, действительно, неоднозначная. Депутатов в конечном счете убедило проголосовать "за", пожалуй, только то, что этот закон позволит администрации области работать в правовом поле, продиктованном из федерального центра.
Вслед за первым - второй шаг
Не менее полемичным было обсуждение и другого социального закона - "О предоставлении бюджетам городских округов субсидий на модернизацию лифтов в домах жилищного фонда. В роли главных возмутителей спокойствия в этом случае выступили Сергей Звонарев и Владимир Долгих. Их в первую очередь не устроило то, как были поделены субсидии - Томску досталось 16,7 миллиона рублей, Стрежевому - 2,1 и Северску - 1,2 миллиона. Депутаты усмотрели в этом вопиющую несправедливость. По мнения Сергея Звонарева, средства должны быть распределены пропорционально количеству лифтов в этих городах, срок эксплуатации которых вышел. Лифты в Томске и в Северске вводились в действие примерно в одно и то же время. Поэтому, считает он, вопрос о субсидиях требует дополнительной проработки с учетом ситуации в Северске. Владимир Долгих, не откладывая дело в долгий ящик, предложил депутатами создать комиссию, которая бы расставила все точки над i.
Но до этого дело не дошло. Председателю комитета по экономической политике Госдумы Александру Куприянцу удалось сбить "пламя". В результате закон о субсидиях на модернизации лифтов был все-таки принят. Но с "отягчающей" его протокольной записью - о предоставлении информации об обоснованности расчетов размера субсидий бюджетам трех городских округов - Томска, Стрежевого и Северска. В общей сложности на все горящие проблемы - модернизацию лифтов, благоустройство внутриквартальных территорий, капитальный ремонт социального жилья, учреждений культуры, здравоохранения и образования будет направлено в текущем году 230 миллионов рублей. Конечно же, это недостаточная сумма, но полагаю, что вслед за первым будет и второй шаг, - считает Борис Мальцев.