Сколько раз рождался Христос? И почему томичам «не нужен» Бог?

   
   

В рождественские дни мы вспомнили о Боге. Каждый по-своему. Кто-то отстоял всенощную, кто-то просто прогулялся с детьми по многочисленным  вертепам около храмов. Конечно, были и такие, кто использовал праздник как информационный повод для «выпить и закусить». У всех своя дорога к Богу и свой интерес, включая атеистов. Накануне Рождества мы поговорили «по душам» с редактором радио «Благовест» Александром Ракиным - человеком,  который пришел в христианство за… мировоззрением и образом жизни, пройдя до этого через многие другие культы. Возможно, его опыт кому-то  пригодится или по меньшей мере будет интересным.

Всё  по истории

- Сегодня Интернет пестрит версиями о происхождении Рождества, обостряя давнюю  дискуссию на тему - кем же был на самом деле Иисус? Кто-то утверждает, что это «перенятый» у древних народов культ бога Осириса, который  родился у девы, ходил по воде, был распят и воскрес на третий день… Кто-то уверен в том, что речь идет о славянском культе Солнца (Коловрате), которое возрождалось вместе с ним через послание в мир сына божьего, рожденного  в день зимнего солнцестояния, то есть в районе католического Рождества...  Есть даже такие, кто уверен, что Христос – это славянский Радомир призванный спуститься в ад после смерти для того, чтобы освободить оттуда всех грешников и позже… воскреснуть. Ещё по версии некоторых это Андронник –  человек славянского происхождения, рожденный около крымского Херсонеса,  распятый в Константинополе, причем относительно недавно.  Так кому, на ваш  взгляд, верить?

-  Это так называемая мифологическая концепция, она вовсе не историческая и не использует методы исторической науки, а исходит из принципа аналогии. Если камень и железо твердые, значит, железо есть разновидность камня. Логика примерно такая.  Но между языческими богами и Иисусом есть одна принципиальная разница – Он из Назарета Иудейского, родился во времена Ирода Великого, в клане царя Давида. Его матерью была Мариам, племянница Елизаветы, матери Иоанна Крестителя - последнего ветхозаветного пророка, происходившего из рода Ааронова. Он проповедовал в Иерусалимском храме в то  время, когда синедрион возглавлял первосвященник Каиафа. Был предан суду римского префекта Иудеи Понтия Пилата, правившего с 26 по 36 годы. нашей эры, на которого царь Агриппа 1 жаловался императору Калигуле и прочая прочая.

Теперь взглянем на Осириса, Коловрата, Радомира, Вишну и других богов. Где и когда они родились, где они жили или живут, кто их окружал и кто были их родственники – где то на Олимпе, в Вальхалле,  на Острове Истины их окружают Анубис, Нефтида, Перун и Кришна – все это вне времени и исторического пространства, рождаются ниоткуда и уходят в никуда. С Иисусом иначе – его фигура подробнейше исторична.  Времена, места, окружение, происхождение, условия жизни, суд, казнь - все предельно конкретно и подробно. Это свидетельство о реальном человеке.  Мифологическая концепция давно отвергнута историками и филологами, религиоведами, но продолжает жить среди непрофессионалов, мыслящих предметно, а не исторически.

Без догматики!

- Как вы считаете, Бог гневается  на   искренне живущего согласно моральным и нравственным канонам  человека, если при этом он относит себя к атеистам?

- Тот Бог Троица, Творец всего материального и духовного мира, которого я знаю, не гневается ни на кого. Он бесстрастен и беспристрастен. Он состоит, если так можно выразиться, из любви. Он создал человека по любви, для радости общения в свободе. Свобода позволила человеку пасть – отделиться от своего Творца и попытаться жить самостоятельно. Эта попытка для человека  обернулась смертностью, тленностью и страданием. Человек воззвал к Богу о прощении и возвращении назад. И Господь ответил, и пришел к человеку в Боговоплощении - Иисусе Христе, чтобы спасти всех желающих возвратиться к Богообщению.  Догматически, то есть  по учению церкви, однозначного ответа – кого Бог спасает -  нет. Я придерживаюсь той линии святоотеческой традиции, которая утверждает, что Любовь Божия выше всех человеческих грехов, и она может покрыть всякое людское несовершенство. Но поскольку любовь неотделима от свободы, то спасение обретает тот, кто желает Богообщения, а любящий зло и насилие находит пристанище в месте, где они царствуют среди подобных себе.    

   
   

- Как пришли к вере  вы -  довольно здравомыслящий человек, выпускник философского факультета, да еще работающий в сфере журналистики?

- К вере во Христа Воскресшего я пришел путем размышлений и поисков истины. Я двигался разнообразно, увлекался буддизмом, кришнаизмом, прошел через тоталитарную секту, но всегда чего-то недоставало. И однажды дома по проводному радио (кто помнит такое) я услышал чтение книги Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом», читал Заманский. И вдруг в один момент сложный пазл моих раздумий о жизни и истине сложился в гармоничную, осмысленную и понятную структуру, как таблица у Менделеева. Я видел эту книжку накануне в лавке в храме. Я поехал туда, купил её, прочитал и почувствовал себя стоящим на краю космоса, где все – красота и порядок. В этом состоянии я продолжаю пребывать третий десяток лет.

Зачем мы Богу?

- Почему в Томске так много неверующих и даже протестующих против появления часовен, храмов? Сказывается тот факт, что здесь сосредоточение вузов? Почему они считают, что Бог и церковь - это разные вещи?

- Неверующих много везде, их большинство в современном мире. Просто они не нуждаются в Боге, им достаточно материального блага, а за пределы материи они не заглядывают. Такова свобода человека. Причины протеста - вещь более сложная, тут есть мотивы личные, у кого-то есть травматичный опыт общения с церковью. У кого-то мотивы конкурентные - им не нравится конкретная конфессия, и они возражают. Кто-то испытывает безотчетный страх перед культовыми объектами. В этом нет ничего странного - 100 лет борьбы против Бога невозможно изжить за десяток лет.  В стране верующих всех конфессий не больше 10%, большинство не знают ничего ни о содержании, ни о формах религий, и это вызывает безотчетное опасение, а на него уже накручивается  все что угодно - мифы, выдумки, провокации, фальсификации. Нужно искать к людям подход. Взаимообщение  - единственная форма коммуникации, убирающая преграды недопонимания и страха.

- Понятно зачем Бог нужен человеку. А зачем человек нужен Богу?  Ведь, образно говоря, мы для него одна сплошная головная боль…

- Я отвечу цитатой из беседы с молодежью сербского епископа Афанасия Евтича: «Господь создал нас потому, что - захотел ДРУЖЕСТВА». Естество  Бога  Троицы – любовь. Любовь реализуется во взаимоотношении любящих и любимых. Именно для пребывания в этом кругообращении любви Господь создал, дал нам восстать против Него и пришел нас же спасти от собственной глупости.

Смотрите также: