Найти в армии свой интерес. Выпускники вузов уже не бегут от призыва

День защитника Отечества ­-  наш национальный и один из любимых праздников. Но представление об армии у многих из нас еще архаичное, сформированное фильмами о войне и книгами о героях.

   
   

А какая она современная армия глазами специалиста вуза, где готовят для нее кадры и электронную начинку? Как воспринимают армию нынешние студенты? Как обычный гражданский вуз может поработать на оборонку?

Об этом корреспондент «АиФ-Томск» беседует с первым проректором Томского университета систем управления и радиоэлектроники, который тесно сотрудничает с Минобороны, доктором технических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом премии Правительства РФ в области образования Юрием Шурыгиным.

Нет смысла «косить»

­ Соломон Выгон «АиФ-Томск»: Юрий Алексеевич, недавно в ТУСУРе в очередной раз побывали представители Министерства обороны.  Они встречались со студентами, желающими служить в армии после вуза, или, еще до защиты диплома, призваться на год службы в научные военные роты, а затем вернуться в университет. Такие встречи происходят и в других вузах Томска. И как откликаются на такие призывы студенты? 

Юрий Шурыгин: Хорошо откликаются. У нас  вот уже десять лет нет военной кафедры, но студентов, решивших стать офицерами, не убывает. В этом нет ничего удивительного. Если в восьмидесятые, девяностые годы выпускники школ считали, что вуз ­ это место, где можно укрыться, сбежать от армии, то сейчас в этом нет смысла. У наших студентов нет отторжения, боязни армии. И отношение к ней совершенно другое. Большинство студентов понимают, что после вуза служба в Вооруженных силах РФ это хорошо оплачиваемая работа, возможность получить жилье или заработать на покупку квартиры, и армия всё это офицеру в основном гарантирует.

Это одна, бытовая, сторона. Другая, также крайне важная, состоит в том, что современные молодые люди увлечены, если не сказать «заражены» современной компьютерной техникой, и именно в армии они ее находят. Технику с самой современной  электроникой, сложными компьютерными программами.

Возьмите танк «Армата» или истребитель нового поколения. В них никаких механических рычагов или приборов, как было в прошлом, – только экран, на который выведены все данные о состоянии крылатой или наземной машины, данные, требующие мгновенной реакции, на которую способен именно молодой офицер.

   
   

Оборонка их ждёт

– А помимо действующих частей где еще востребованы ваши выпускники?

– Специалисты гражданского профиля востребованы также в области аэрокосмической и ракетной техники, на оборонных предприятиях, которые и создают современное для армии вооружение. Наши выпускники, например, как и их молодые коллеги из других вузов, профессию защитника Родины уже воспринимают без пафоса, как обычную другую, только более ответственную. И увлекательную.

Цитата
У наших студентов нет боязни и отторжения армии.

Вы, конечно, слышали об атаке полутора десятков дронов на нашу военную базу в Сирии. Их перехватили  и посадили там же электронными устройствами. Или другие факты. Были сообщения о том, что когда американский военный корабль зашел в Черное море, двигаясь в направлении наших берегов, его электроника вдруг стала «слепнуть», как и у некоторых чужих слишком любопытных самолетов, летящих вблизи наших границ. Не секрет, что все эти защитные меры делаются средствами радиоэлектронной борьбы, средств, в создании и управлении которыми принимают участие выпускники российских вузов, в том числе томских, наиболее часто из ТУСУРа.

Ну и вполне мирные, космические, задачи, которые решаются сейчас или будут решаться в ближайшем будущем, очень привлекают наших студентов. Они приближены к тем требованиям, которые предъявляются в оборонной сфере. Недавно к нам приезжали представители НПО «Энергия», на предмет совместной работы по созданию малых спутников, способных более современно и оперативно создавать больше каналов  связи. У нас есть Наноцентр, в котором студенты старших курсов и выпускники, оставшиеся работать в вузе, создают приборы, позволяющие принимать любые сигналы с аппаратов космического базирования. Задача тем более увлекательная, что аппараты эти должны быть максимально компактные. Ведь, чтобы доставить на орбиту только один килограмм груза,  надо затратить 150 килограммов горючего.         

Защитить и обезвредить

- Сейчас едва ли не на первый план выходит защита информации. Любая фирма, корпорация, тем более военное ведомство заинтересованы в том, чтобы обеспечить безопасность своих источников. Не случайно же на факультет безопасности у вас такой большой конкурс. Интересно, Министерство образования как­то реагирует на этот запрос? 

- Действительно, конкурс составляет от шести до пятнадцати человек в разные годы. Объяснение простое ­ цифровая экономика правит бал, и надо так искусно защищать свои сети, чтобы у фирм, корпораций, банков не воровали сотни миллионов и даже  миллиарды долларов. На подготовку инженеров этого направления Министерство образования выделило вузам России 2 740 бюджетных мест. Мы в Томске готовим около двухсот специалистов данного профиля. Учитывая успех ТУСУРа в вопросах подготовки инженеров по профилям безопасности, Минобрнауки создало специальное учебно­методическое объединение по информационной безопасности. И ТУСУРу доверено вот уже 17 лет координировать работу по подготовке в вузах за Уралом инженеров по компьютерной безопасности.        

­ Все время идут разговоры, что в вузах  сокращается число бюджетных мест. Между тем президент не раз говорил на различных совещаниях, что страна у нас большая и надо  готовить как можно больше специалистов с высшим образованием.      

­ Не готов говорить о гуманитарных вузах, но на технические специальности набор как раз увеличивается, начиная с 2009 года. Сегодня у нас 12 тысяч студентов. Половина учится в Томске и примерно столько же обучающихся дистанционно. Наш университет был первым в России из технических вузов, начавшим еще в девяностые годы внедрять дистанционное образование параллельно с очным и заочным. Причем тогда дистанционное образование даже возбранялось. Сегодня  время показало, что мы были правы тридцать лет назад, когда это начинали.

Дистанционно – не значит плохо

- Но большинство критиков дистанционного образования говорили, что трудно проверить его качество. Сам студент работал над дипломом или ему кто­то основательно помог… А представьте, такой специалист приставлен обслуживать суперсовременную военную технику…

- На самом деле когда студент на защите диплома стоит перед Государственной экзаменационной комиссией, то никто в ее составе не знает, какое образование он получил – очное, заочное или дистанционное. И соответственно задают ему вопросы, не делая каких­то скидок. Более того, сейчас есть даже защита по скайпу. За последнее время присутствовал на двух таких защитах. Одна – потому что дипломник не мог прибыть в Томск в связи с реконструкцией взлетно­посадочной полосы в Норильске. Вторая, когда наш студент защищал диплом в университете Японии, из города Тохо. Он там учился по обмену, получая второе образование, год жил в этой стране.

В обоих этих случаях, повторяю, комиссия не знала, как учился студент – очно или дистанционно. Мы во время защиты видим дипломника, он видит нас и себя. Подсказать кому­то или списать невозможно. Более того, работает система идентификации личности. Так что там, где не хотят заниматься дистанционным образованием, просто придумывают отговорки.            

Досье
Юрий Шурыгин. Родился в городе Анжеро­Судженске Кемеровской области в 1946 году. После окончания школы и горного техникума поступил в Томский политехнический институт на факультет автоматических систем. С третьего курса начал работать в НИИ автоматики и электромеханики, где прошел путь от техника до директора института, научного руководителя. Он автор более 250 научных работ, 10 монографий, имеет 34 патента и авторских свидетельства. Награжден орденами Почёта и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, рядом наград общественных академий.

Смотрите также: