Отвлечь от боли

   
   

Зачем нужны клоуны в детских больницах? В этом году исполняется 5 лет, как в томске появилась больничная клоунада. Волонтеры каждую неделю посещают детские больницы города, делая это безвозмездно.

В прошлом году клоуны навестили маленьких пациентов более 100 раз. На этой неделе проходит кастинг по набору новых волонтеров: нужны люди. Кто, они больничные клоуны, и о чем думает директор организации "Партнеры по радости" Наталья Шимина, читайте в нашем материале.

В 30 лет надеть нос

- Наталья, 20 ноября, в День детей, вы празднуете уже пятилетие организации. Все-таки с чего все началось? Что подвигло вас заниматься этой деятельностью?

- Вообще, все началось давным-давно, в 2010 году, с двух людей, которые однажды встретились на детском празднике. Двое - это Марина Мырина (профессиональный клоун) и я - Наталья Шимина (специалист по связям с общественностью детского благотворительного фонда). Все происходило в стенах одного из детских онкогематологических отделений. Посмотреть на клоуна вышел один пациент, мальчик Ваня, ему было 2,5 года.

На моих глазах произошло маленькое чудо: взаимодействие с клоуном на какой-то миг вернуло мальчику улыбку. Когда мама увидела живые эмоции на лице сына, она заплакала. Тогда мы с Мариной поняли, что можно создавать игру для одного ребенка, создавать пространство игры даже в больничном коридоре, и это будет значимо и важно. У нас появилось огромное желание сделать большое дело, которое сможет приносить реальную радость. Мы решили быть партнерами по радости.

- Как дальше развивались события после этого случая?

- Новость об этом случае разнеслась по городу, и эта вся история как-то быстро набрала оборот. Через несколько дней за помощью к нам обратились из 4-й городской детской больницы. Позвонили и сказали, что там очень сложный случай: мальчик после ДТП пришел в себя, но не говорит уже неделю: "Придите, может, это поможет?" И это помогло. Мальчик в первый раз после долгого молчания сказал: "Можно, я вашего кролика покормлю?"

- Как вы, журналист, пришли к клоунаде?

- В той больнице было пять этажей. Марина прямо сказала, давай ты тоже будешь что-то делать. Я была крайне удивлена, но в образе серой мыши я безэмоционально прошла за Мариной все эти этажи. С каждой новой палатой во мне что-то открывалось, мне не хотелось говорить, больше смотреть на реакцию и получать ее, забирать себе что-то внутрь. Пришло осознание, что можно сделать больше, чем ты можешь, разорвать шаблон своего существования. Я с детства не любила клоунов, только из-за них не ходила в цирк, у меня было внутренне какое-то отторжение их. Когда все смеялись, мне плакать хотелось, было очень жалко их. И вот в 30 лет я надела нос.

Поверить в чудо

- Многие, кто не видел вас в работе, интересуются, чем же вы все-таки занимаетесь в больнице?

- Больничный клоун не приходит в больницу, чтобы веселить, он приходит в больницу, чтобы создавать атмосферу игры и через игру справляться вместе с ребенком с его страхами. Он помогает ребенку переключаться с мира боли в мир спокойствия. Врачи лечат, а клоун в минуты пауз помогает поиграть, отвлечься, пережить эмоцию, и это совсем не значит, что он должен создавать яркие шоу. Порой ребенку просто важно, чтобы с ним побыл кто-то рядом и поиграл.

Волонтер создает чудо из того, что есть, действуя в окружающем пространстве. Оживляет игрушки, говорит, что у него есть секретный раствор мыльных пузырей, который улучшает настроение... Больничный клоун помогает ребенку поверить в маленькое чудо. Именно чудо может приблизить его к выздоровлению, позитивным изменениям.

- Правда, что клоуны никогда не ходят поодиночке?

- В больницу всегда выходит пара клоунов. Партнерство - это обязательный элемент больничной клоунады, это особое умение находить партнера по радости в ребенке, в другом клоуне, который рядом с тобой. Почему мы не ходим по одному? Для того, чтобы в случае, если ребенок не включен в игру, он мог бы понаблюдать за взаимодействием двух интересных людей с носиками, которые могут передать ему кусочек тепла.

Клоунский штат

- Откуда вообще берутся волонтеры и что ими движет? Не кажется ли вам, что сейчас понятие волонтер размылось?

- На самом деле все начинается с порыва человека сделать что-то важное, светлое. Волонтерство - это такой безвозмездный порыв. Например, увидел по телевизору сюжет о бездомных животных, тебя зацепило, ты пошел и купил корм - это тоже волонтерство. В нашем случае это люди, которые чувствуют детей, которые готовы помогать им в любой ситуации.

Специфика волонтерства такова сейчас, что сегодня волонтерством называют все. Пришел, провел какую-то разовую акцию, уже - волонтер. Для меня ближе слово доброволец, который совершает служение, который готов делать одно и то же регулярно, постоянно.

- Каждый ли может стать волонтером?

- Не каждый и не каждому это нужно. В волонтерство не нужно тащить силком, это должно быть осознанным решением, потому что придется много трудиться и учиться. У нас в проекте с новичками, равно как и "со старичками", проводится большая работа. Мы очень много в них вкладываем, они проходят специальные тренинги, школы больничной клоунады, набирают опыт в больницах. Автоматически, становясь не просто волонтерами, а реальными специалистами и профессионалами своего дела. В работе с детьми дилетантства допускать нельзя, их никогда не обманешь, они четко чувствуют фальшь. Если ты работаешь с ребенком, ты должен быть подготовлен профессионально, психологически.

Специфика нашей деятельности такова, что мы ходим по грани наития и профессионализма. А это тоже талант. Поэтому мы так дорожим нашими волонтерами.

- Они становятся все более востребованными?

Дети лежат в больнице всегда, всегда будут нужны люди, которые будут помогать им улыбаться и создавать пространство для игры. Поэтому волонтерство будет востребовано и впредь. К тому же, я считаю, это такой этап благотворительной деятельности, на котором проверяется прочность человека и его нравственная основа, а также такие качества, как умение работать в команде, ответственность, желание подставить плечо другому. И если он все это умеет делать забесплатно, то и к оплачиваемой работе его отношение не изменится.

- Ваша волонтерская организация существует уже немалый срок, какие выводы вы сделали?

- Для меня, как руководителя очень важно сохранить тот опыт, который получили волонтеры за эти пять лет. Чтобы не набирать каждый раз новых людей и заново обучать, получается такой бег по кругу, а сохранить тех, кто мог бы стать частью профессиональной команды. Вознаграждение в этом случае позволит людям больше времени уделить этому делу: не брать какие-то ненужные подработки. (Опыт Москвы показывает, что, получая вознаграждение, специалисты хуже свою работу делать не стали). Очень жалко, когда волонтер, который стал действительно профессионалом, прошел стажировки, интересен детям, умеет найти с медперсоналом и окружением ребенка в силу каких-то жизненных обстоятельств (работа, семья), не может больше совершать свое служение.

- То есть вы за то, чтобы больничная клоунада была профессиональной и оплачиваемой?

- За пять лет работы я убедилась, что нужен штат больничных клоунов на профессиональной основе. Убеждена, что работа больничного клоуна - это социальная услуга, которая, как и любая другая, должна быть материально обеспечена. Что же касается волонтерства, то оно действительно добровольное, но это некая первая ступень для получения определенных навыков, которыми впоследствии надо овладевать профессионально. Сейчас мы готовим свои предложения для обращения в областную Думу, а если будет поддержка - то, возможно, и в Государственную - с просьбой внести работу больничного клоуна в реестр социальных услуг.

Смотрите также: