Дорога памяти

   
   

К нам в редакцию обратился пенсионер, ветеран труда. Борис Михайлович Чуркин поведал нам свою непростую историю. Он мечтает хотя бы раз за всю свою жизнь побывать на могиле родного брата, который погиб на войне и был похоронен в Германии. Но оказалось, что почтить память погибшего брата не так-то просто...

- Мне 76 лет, а брата я последний раз видел в далеком 42-м, когда его восемнадцатилетним мальчишкой из Тегульдетского района призвали на фронт, - вспоминает Борис Чуркин. - Конечно, мало что о нем могу вспомнить, маленький я тогда был.

Годом раньше из семьи Чуркиных на войну ушел отец. Михаил Давыдович погиб в бою в Смоленске. Там его и похоронили. Борис Михайлович ездил на могилу отца. А вот почтить память брата оказалось целой проблемой. В военкомате дали адрес захоронения и снимок с могилы. Алексея Михайловича похоронили в немецком городе Шторков Марк, в земле Бранденбург.

- Знаю, что Алексей погиб достойно. Ему дали орден Красной Звезды за то, что он проявил мужество и отвагу, под огнем противника вынося на себе с поля боя тяжело раненных товарищей. - Борис Михайлович достает письмо брата Алексея, которое бережно хранит, - единственное, что от него осталось.

Везде "футбол"?

Но как попасть на могилу?

- Дорога только до Москвы - это почти 20 тысяч. А еще до Берлина нужно добраться. Уже оттуда до Шторков Марка... Пенсии на такие перелеты не хватит. Я всю жизнь проработал в радиомашинном цехе Томского завода математических машин. Даже заслужил медаль "За трудовое отличие". И что теперь? Я уже куда только ни обращался, везде отфутболивают.

Но как оказалось, дело не только в деньгах.

- Говорят на каждом шагу, что никто не забыт, ничто не забыто, но, похоже, это лишь пустые слова. Брат же свою жизнь отдал, защищая Родину, а теперь оказалось это никому не нужным, - с горечью замечает Борис Михайлович. Он убежден, что эту поездку должно организовать государство.

Государство в лице областного департамента соцзащиты вроде бы не возражает. Ему пояснили, что могут компенсировать поездку до Москвы и обратно в сумме 21600 рублей, но при выполнении нескольких условий. Необходимо оформить загранпаспорт, шенгенскую визу, а главное - получить приглашение из Германии. Кто-то должен оплатить его поездку по немецкой земле... Но если предыдущие два условия в принципе выполнимы, то с получением вызова и оплаты поездки в Германию все сложнее.

Кто и на каком основании может сделать такой вызов? С одной стороны, у Бориса Михайловича на руках документ земли Бранденбург, подтверждающий место захоронения брата, есть даже фотография общей могилы. С другой - оформляя вызов, сторона берет на себя финансовую ответственность за визит. А это тоже деньги.

Возможно, есть и какие-то немецкие фонды, благотворительные организации, но о них Борису Михайловичу неизвестно. Мы обратились в Русско-немецкий дом в Томске. Кстати, Борис Михайлович там тоже побывал. Но нам пояснили, что в их практике это первый случай, они постараются связаться с фондом ветеранов войны в Германии, но обнадеживать никого не могут.

Кто поможет?

Что же дальше? Мы рекомендовали нашему ветерану обратиться в немецкое консульство в Новосибирске и снабдили его необходимой информацией. Убедили его отнести документы на оформление зарубежного паспорта, что он и сделал. Рассказываем об этом потому, что Борис Михайлович продолжает упорствовать: одно государство призвало брата на фронт, на территории другого он погиб: пусть оба и организуют поездку. И хотя по большому счету он прав, понятно, что без его личных настойчивых действий этой поездке не состояться.

Впрочем, может, найдутся люди или организации, готовые помочь.

Смотрите также: