С первого сентября вступает в действие федеральный закон о такси, который изменяет правила по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Закон призван упорядочить рынок этих услуг, который до сих пор развивался хаотически. В стране не было не только единых требований к содержанию и оформлению машин, их возрасту, культуре обслуживания пассажиров, соблюдению правил безопасности, но даже пониманию гигантских размеров этого рынка.
Насколько готова область к исполнению требований закона и что нужно сделать немедленно - об этом шла речь за "круглым столом" в областной администрации, где собрались представители власти, перевозчиков, налоговой службы и ГИБДД. Вел заседание заместитель губернатора Томской области по вопросам безопасности Юрий Сухоплюев.
Отрасль не будет бесхозной
Он напомнил, что в марте прошлого года был принят областной закон "О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области". Главной целью этого документа было обеспечить безопасность пассажиров такси и навести порядок в этой сфере перевозок. С этой задачей областной закон, по мнению властей, справился. Вице-губернатор подчеркнул, что с введением федерального закона должно серьезно измениться качество услуг такси, причем требования закона должны быть исполнены в достаточно короткий период времени и потому все заинтересованные службы области и перевозчики должны работать слаженно, выстроить нормальные взаимоотношения и попросил всех высказываться по существу и откровенно. Поскольку томские представители были на первом Всероссийском съезде таксистов, состоявшемся в Москве в начале августа, им и было предоставлено первое слово.
Владимир Романов и Ростислав Пыльцов рассказали, что съезд проводился под эгидой Общероссийского народного фронта и собрал представителей из 44 регионов. Создан Национальный совет такси, в который вошли представители некоммерческих организаций из регионов. Он будет лоббировать интересы отрасли в правительстве, Госдуме и Совете Федерации, так что отрасль теперь не будет бесхозной. Однако единства у представителей регионов с московскими коллегами нет. Дело в том, что требования закона предусматривают солидные затраты на переоборудование машин - покраску, оборудование таксометрами, создание пунктов технического осмотра и т. д. Московских таксистов эти дополнительные издержки не беспокоят, так как у них цена поездки от 500 рублей и выше, а в регионах раз в пять меньше.
С таксометром дороже?
Первая проблема, которая тревожит руководителей таксомоторных парков, - запрет на использование арендованных автомобилей, вторая - требование установки таксометров. Если закон не поправить к первому января, утверждали выступавшие, это может вызвать транспортный коллапс в отрасли. Татьяна
Саламатова, одна из представителей некоммерческого партнерства таксистов, объяснила ситуацию подробнее.
- Без частников, которые хотят работать по договору найма на своей машине, нам не удовлетворить заказы клиентов, так как свой парк машин у нас очень маленький. Что касается таксометров... Если их поставить - кстати, они стоят недешево, порядка десяти тысяч рублей - то пострадают не водители, а пассажиры. Сейчас в Томске средний тариф поездки в городе сто рублей. И водитель старается как можно быстрее довезти клиента, взять другой заказ, чтобы заработать следующие сто рублей. Если где-то затор, он объездными дорогами поедет. А с таксометром он торопиться не будет, в объезд "пробки" не поедет, будет стоять в ней или ехать со скоростью 30 километров в час, ведь счетчик стучит не в пользу клиента. Если же счетчик будет работать по километражу, водитель начнет ездить кругами по городу. Клиент будет нервничать, ругаться с водителем и в следующий раз на такси не поедет. Скажет, что лучше возьмет машину "левака" у бордюра. Таксометр - это прошлое, зачем нам к прошлому возвращаться?
Саламатову поддержали и ее коллеги. "Да ничего водителю изобретать, ловчить с таксометром не придется, - сказал один из них. За нас уже все изобретено - наш город с его дорогами все "изобрел". Если таксометры поставить, пассажир от Иркутского тракта до Лагерного сада утром и вечером, а часто и днем меньше чем за 250 - 300 рублей не доедет".
- В Москве вы свои предложения, сомнения в письменном виде передали в президиум или их только с голоса услышали? - спросил Юрий Сухоплюев участников съезда. Выяснилось, что "с голоса". Юрий Кузьмич предложил им теперь активнее сотрудничать с начальником областного департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Павлом Подгорным, который возглавил рабочую группу по выработке мер, способствующих безболезненному введению положений закона на территории области и подготовке предложений федеральным законодателям.
"Таксисты лукавят"
- Задача власти в связи с введением нового закона, - сказал Подгорный, - не загнать перевозчиков в тень, а наоборот, сделать отношения с ними прозрачными, условия рынка такси - понятными для всех. Мы начинаем работать в тех рамках, которые заданы законом, а дальше изменения зависят от качества нашей совместной работы, от тех инициатив, которые поступят от региона в Государственную думу России.
В ходе обсуждения оказалось, что перевозчиков пугает еще и необходимость составления налоговой отчетности людьми, которые приходят к ним подработать со своими машинами. Вновь зазвучала "пугающая" тема бордюра. "Это надо каждому бухгалтера нанимать, - говорили перевозчики, - чтобы все документы правильно составить. Они скажут, мы лучше снимем "шашечки" и встанем у бордюра". Однако исполняющая обязанности начальника контрольного отдела УФНС по Томской области Надежда Федорова считает, что руководители таксистов немного лукавят:
- Я понимаю, - говорит она, - у них проблема в том, как выполнить требования закона, требующие материальных затрат. Но они решили еще от налоговой службой получить преференции, мол, не считайте наши доходы. Но никто и не считает. Таксисты - и юридические лица и индивидуальные предприниматели - работают по Единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Другое дело, что данный налог ограничивает количество такси - не более 20. Но базовая ставка этого налога была установлена для всех единая - полторы тысячи рублей в месяц за одно посадочное место. А сколько таксист заработает на самом деле, никто не считает. Если у предпринимателя больше 20 машин, то в принципе он может организовать два, три предприятия. Это не проблема. Что касается якобы трудностей заполнения книги учета доходов водителями, то это на самом деле элементарная процедура. Сколько получил, дата, сколько потратил на бензин, на запчасти. В конце месяца подсчитал доход. Это все операции, которые способен выполнить даже ученик третьего класса.
Все же Юрий Сухоплюев обратился к налоговой инспекции с просьбой внимательно рассмотреть все предложения таксистов, как индивидуальных предпринимателей, так и таксофирм.
Ответственность должна быть взаимной
Перевозчики говорили также о своем беспокойстве по поводу пунктов технического осмотра машин, мизерном количестве стоянок. Ростислав Пыльцов рассказал об омской практике. Омичи установили в городе небольшие ангары, не нарушающие архитектурный облик, но способные быстро пропускать машины на осмотр. Юрий Сухоплюев предложил администрации Томска рассмотреть предложение томских перевозчиков организовать в городе пункты технического осмотра выходящих на линию автомобилей такси и использовать для этих целей возможности автотранспортных предприятий. Подразделениям областной администрации вице-губернатор поручил проработать возможность лизинга автомобилей (чтобы таксопарки могли обновить свой подвижной состав).
Далее за "круглым столом" речь пошла о процедуре выдачи разрешений и организацией контроля за деятельностью такси. Чтобы облегчить жизнь перевозчикам такси в районах области, принято решение, что часть полномочий по выдаче разрешений будет передана муниципалитетам. Разрешения будут выдаваться сроком на 5 лет и до 1 января на безвозмездной основе, чтобы поддержать перевозчиков. Региональные власти также обещают, что до нового года будет действовать щадящий режим при проверке работы такси. Но и перевозчики должны стать ответственнее. По сведениям ГИБДД, за семь месяцев этого года таксистами совершено 18 тысяч нарушений, в основном правил стоянки, к ответственности привлечено 2133 водителя.
Смотрите также:
- Юсуп Галямов, управленец: "Развитие Томска затормозилось лет на десять" →
- В Томске взяткам не бывать? →
- Нефть в приоритете? →