Топливный кризис, который разразился в стране всего несколько месяцев назад, сегодня вспоминается как дурной сон. Ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизировалась, растут объемы производства.
Чьё топливо дешевеет?
Одновременно, учитывая тенденции мирового и европейских рынков, некоторые топливные компании начали снижать оптовые цены на свою продукцию. Так, "Газпром нефть" с начала июля снизила оптовые цены за тонну АИ-92 на 500 рублей (одновременно летнее ДТ подешевело на 500-600 рублей, а авиакеросин - на 700 рублей).
Всего же за последние три месяца цена на летнее дизельное топливо "Газпром нефти" упала на 2300-2500 рублей за тонну, а на бензин АИ-92 - на 800 рублей. При этом цены снижаются и на нефтебазах компании: с мая летнее дизельное топливо здесь стало дешевле в среднем 1400 рублей за тонну.
При этом Омский нефтеперерабатывающий завод, топливо с которого идет на многие свердловские заправки (одно из самых современных в стране подобных предприятий, входит в структуру "Газпром нефть") в этом году увеличил объем переработки нефти на 7,6% - почти до 10 млн тонн. И это при том, что на заводе сейчас идет масштабная модернизация.
Напомним, с января месяца в стране действует новый технический регламент по топливу, который вводит строгие ограничения по качеству бензина и срокам продажи "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4". Поэтому многие нефтяные компании сегодня проводят масштабное переоснащение своих производственных мощностей.
К примеру, только "Газпром нефть" в программу модернизации своих НПЗ собирается вложить почти 350 млрд рублей (с 2007 года на это потрачено уже без малого 65 млрд, до 2013 планируется направить почти 100 млрд рублей, и до 2018 вложить еще больше 180 млрд). Как результат, тот же Омский НПЗ уже сейчас выпускает ДТ класса 3 и бензины "Евро-5".
- В плане модернизации НПЗ "Газпром нефть" можно выделить особо - эта компания сейчас поставляет на российский рынок практически 25% товарной продукции достаточно высокого класса, - говорит глава Минэнерго Сергей Шматко. - Кроме того, хорошо дела обстоят у "Лукойла". А вот у "Роснефти" и "Салаватнефтеоргсинтеза" налицо определенные проблемы.
Учитывая непростую ситуацию на отечественных НПЗ и строгий регламент, Министерство энергетики даже предложило на год отменить запрет на реализацию топлива "Евро-2". Это позволит вернуть на рынок порядка 100 тысяч тонн бензина в месяц и снизить цены на него на топливной бирже. Такая мера целесообразна и с учетом планируемого перехода стран таможенного союза на единый техрегламент (к этому пока не готовы НПЗ Казахстана).
Убить двух зайцев
Еще одна мера, которая должна окончательно стабилизировать рынок, - снижение налогов, доля которых в цене бензина сегодня достигает 60 (!) процентов. С первого января этого года начали действовать новые акцизы на топливо. Если в 2010-м тонна "Евро-3" и выше облагалась налогом в 3,9 тыс. рублей, то теперь - уже 5,6 тыс., а к 2013 эта цифра составит 9,2 тысячи рублей.
Всем известно, что налоговая нагрузка на добычу в России самая высокая в мире, что делает коммерчески неэффективным освоение около 20-30% запасов даже на уже разрабатываемых месторождениях, в традиционных регионах добычи с развитой инфраструктурой. По мнению специалистов, снижение налоговой нагрузки в добыче поможет вовлечь в разработку дополнительные запасы, а выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты одновременно заставит нефтяные компании повышать глубину переработки.
Как говорится, одним выстрелом можно убить двух зай-
цев. А главное - в нужный момент поддержать рынок, который наконец стабилизировался после недавнего кризиса.