Над российской школой проводят очередной эксперимент - вводят новые стандарты, которые, как я слышала, еще больше увеличат нагрузку на детей. Так ли это? Родители в тревоге.
Н. Борискина,
Асиновский район
Мы попросили прояснить суть происходящего начальника департамента общего образования областной администрации Леонида Глока.
На уроке и вне урока
- Леонид Эдуардович, в чем суть новых стандартов?
- Стандарт образования - это обязательный нормативно-правовой документ. Он устанавливает требования к структуре общего образования, условиям реализации образовательных программ и к результатам образовательного процесса.
По каждой из ступеней образования принимается свой стандарт. Сегодня уже приняты стандарты начального и основного общего образования, то есть 1-4‑го и 5-9‑го классов. Проект стандарта 10-11‑го классов прошел обсуждение, к нему очень много вопросов, в том числе у педагогов. Сейчас опубликован второй вариант этого стандарта, идет его обсуждение.
Что касается стандарта начального образования, то практически все готово к его введению в первых классах с 1 сентября этого года. Есть учебные планы, примерные программы по предметам. Причем примерный учебный план разработан не только на русском языке, но и для детей, которые хотели бы изучать свой родной язык. И третий вариант учебного плана для ребенка, который обучается на родном языке, не русском.
Именно те дети, которые нынче придут в первый класс, будут осваивать все три ступени стандарта - в 2015‑м второй ступени, в 2020‑м - третьей. Но те образовательные учреждения, которые будут готовы к внедрению стандартов, могут начинать осваивать их и раньше. Главное отличие нового стандарта в начальной школе от того, что был введен в 2004 году, - процесс обучения разделяется на урочный и внеурочный.
При этом первый по времени остается прежним - уроки 20 часов в неделю в первом классе (продолжительность урока 35 минут). А внеурочная деятельность - 10 часов. Итого - тридцать часов в неделю. Во втором и третьем классе ребенок будет проводить в школе 34 часа в неделю, в четвертом 34,5.
"Внимательно посмотреть вокруг"
- Есть ли в области условия для нововведений?
- Понятно, что работа педагогов с детьми вне урока будет оплачиваться. Некоторые политики поспешили заявить, что оплачиваться из кармана родителей. На самом деле ничего подобного, расходы возьмет на себя бюджет. В том числе и по обеспечению детей новыми учебниками. Мы посчитали, что нашей области на это потребуется дополнительно 17 миллионов рублей, и внесем эти расчеты в Законодательную думу.
И финансовая проблема, конечно, не единственная. Это еще и "производственные" условия, материальная оснащенность школ, особенно сельских. Например, нужно, чтобы школа работала в одну смену, чтобы были помещения для внеурочной деятельности.
В районах области наполняемость классов 80% процентов от лицензионной, то есть там проблемы свободных площадей не будет.
В Томске - десять процентов учеников занимаются в две смены. Но можно для внеурочной деятельности использовать клубы, библиотеки, музеи, куда можно пойти на экскурсии. Надо просто внимательно посмотреть вокруг - какие возможности есть на окружающей школу территории.
- А готовы ли принять реформу педагоги?
- Да, самое главное - кадры. Школе сегодня нужен новый учитель, который готов предложить такое содержание образования, которое выходит за пределы его предмета.
И таких педагогов у нас достаточно. Мы, в качестве повышения квалификации, обучили за прошлый год 576 учителей, которые будут работать в первом классе с 1 сентября. Делаем ставку и на молодых специалистов, которые придут из ТГПУ, ТГУ, педагогического колледжа.
Вообще наш департамент с девяностых годов работает над новой парадигмой образования, когда не только школа предъявляет свои требования, но и ученик выбирает школу, учителя, предметы.
И многие педагоги могут сегодня предложить дополнения к своему предмету сверх учебного плана - факультативы, элективные курсы, или что -то вообще не связанное с его предметом - хореографический кружок или... обучение игре на баяне.
"Увеличить обязательное "ядро"
- Когда будут внедряться стандарты для старшеклассников?
- Что касается "старших" стандартов, то наш департамент будет предлагать с 1 сентября в области ввести внеурочную деятельность не только в первом, но и в 10-11 классах. Чтобы дать ребятам дополнительное время для углубления знаний по профильным предметам.
В недалеком прошлом естественно-научные предметы из образовательного процесса "вымывались", и не потому, что общество требовало юристов, экономистов, а потому, что они сложнее. Когда ввели новый курс физики, основанный на математическом анализе, то механику, динамику понимали только 16% учеников.
Также малопонятна стала общая биология. И сегодня государство, оставляя за собой право диктовать 40 процентов содержания образования в старших классах, 60 отдает на усмотрение родителей и учеников. Министерство предполагает, что стандарт старшей школы обеспечен мощной подготовкой до десятого класса. У меня в этом глубокие сомнения.
Поэтому, считаю, надо сделать наоборот, увеличить обязательное "ядро" предметов. Тем более, что стандарт основной средней школы и проект стандарта старшей, который сейчас обсуждается, составляли разные люди. Программа, которая сейчас утверждена для девятиклассников, не позволяет им сделать осознанный выбор будущей профессии.
Обязательную часть материала в старшем звене нужно увеличить, чтобы школьник был уверенным, что те 60 процентов знаний, которые он не очень-то хотел осваивать тем не менее, дадут ему возможность поступить в вуз. А выбранные им 40 процентов любимых предметов - первая ступенька в будущей профессиональной карьере.