"Второй" стал "первым"

   
   

Довольно продолжительное время томскую "скорую" лихорадило. И вот стало очевидно, что здесь произошли существенные перемены.

"Скорая" - главное звено медицинской помощи. И самое доступное. Но вдумайтесь в ту ответственность, которой сопровождается каждый вызов. Случись опоздать, никто не будет разбираться: "пробка" ли на дороге, машина ли сломалась - цена опоздания чья-то жизнь. Словом, работа нервная, в том числе ночная, без права на ошибку.

"Свой среди своих"

Между тем в прошлом году самим работникам станции впору было искать помощи психологов. Увольнение главного врача, назначение нового, со стороны, одновременное решение мэрии перевести станцию на другую территорию, в здание, которое еще требуется перестроить, вызвало бурные протесты коллектива. Разгорелся скандал. Справиться с недовольством новый руководитель не смог, администрации города пришлось искать и ему замену.

Им стал заместитель главного врача Николай Родионов, которому удалось успокоить ситуацию. Сейчас непонятно, почему его не назначили сразу, а устраивали конкурс и приглашали человека со стороны. Ведь Родионов - врач-реаниматолог высшей категории, награжден медалью "За спасение погибавших" после трагедии в училище связи.

На "скорую" пришел по стопам отца, опытнейшего врача-кардиолога, еще в 1993 году, будучи студентом. Прошел все ступени служебной лестницы, не отрываясь на любой должности (и до сих пор!) от практической работы в составе реанимационной бригады.

- Тревогу людей вызывала главным образом неопределенность ситуации, - считает Николай Валерьевич. - Не было главного врача, непонятно было, что произойдет дальше. В свое время и переезд центральной станции с проспекта Ленина сюда, на Белое озеро, воспринимался неоднозначно, не хотелось людям покидать центр города, "насиженное место". И когда в прошлом году решили перевести нас уже с Белого озера на улицу Говорова, проявился тот же синдром.

Нервничали и те, кто работал на подстанциях, когда им также объявили о переезде на новые места, толком не объяснив причины, не рассказав об условиях на будущих местах работы. Что до врачей, фельдшеров, водителей не доходила информация, я понял, когда начал встречаться с коллективами. Вдобавок всех нервировало чрезмерное внимание к нашей службе прессы, телевидения в связи с этим скандалом, внимание, которого не было многие годы.

Я рассказывал и показывал проект будущей новой станции на Говорова, и у людей, что называется, открывались глаза. Условия для сотрудников в пятиэтажном здании будут просто сказочные, по сравнению с нынешними.

Водителям больше не придется оставлять машины на улице (где они зачастую и ремонтировали их). Из теплой комнаты отдыха они выйдут в теплый гаражный комплекс, сядут в теплую машину. В этом комплексе два этажа теплых стоянок машин, мойка, ремонтная база. Кстати, администрация Томска приобрела для нашей станции 20 новых машин, оснащенных системой "Глонасс".

В здании два лифта, большие душевые, помещения для сушки одежды, обуви, хранения медоборудования, препаратов, аптека. Один этаж полностью отведен под службы управленческого аппарата, которые сейчас разбросаны по разным зданиям. Столовая, душевые, отдельные гардеробы с персональными кабинами (сейчас мужчинам и женщинам приходится переодеваться в форму в одном помещении, где "ширмой" служит просто дверца шкафа).

Современная диспетчерская, в оперативном отделе специальная аппаратура, которая позволяет все звонки распределять по уровню срочности, профилю бригад. Есть комнаты отдыха выездных линейных и специализированных бригад, кабинет главного фельдшера, учебный класс для фельдшеров, учебный класс для водителей.

Впечатляет и актовый зал. Важно, что проект разработан по всем нормам Роспотребнадзора и не только на сегодняшние потребности "скорой", а на 10-15-летнюю перспективу. Работы в новом здании ведутся активно, администрация Томска поставила строителям задачу ввести новое здание "скорой" в 2011 году.

"Все возможное, чтобы нам помочь"

Будет ли вся "скорая" собрана в одном месте? Ведь сотрудники подстанций (особенно педиатрических бригад) категорически возражали против этого, говоря, как сложно будет при нынешних пробках добраться из "тупика" на Говорова в разные районы Томска. Родионов объяснил, что будут построены две подстанции - на переулке Карском и на стыке Кировского и Советского районов. (Да и на Белом озере, возможно, какое-то здание останется за "скорой").

Причем опыт других регионов убеждает, что подстанции должны работать в автономном режиме, с набором всех необходимых специализированных бригад, в том числе педиатрических. Но в Томске "детская скорая" останется на старом месте до того времени, пока не построят новые подстанции. В тех, что есть, для них сейчас просто нет места.

- Нельзя сказать, что сегодня у нас не осталось проблем, - говорит Николай Валерьевич, - но они текущие и достаточно хорошо решаются с помощью администрации города. В частности, кроме уже поступивших двадцати новых машин, ожидаем еще десять.

Вообще, хочу сказать, что службу "Скорой помощи" в Советском Союзе придумали и развивали очень грамотные специалисты. Они построили ее на гуманном принципе, когда врач едет к пациенту, а не пациента везут к врачу, как в других странах. Приятно, что в Томске понимают важность нашей работы и делают все возможное, чтобы нам помочь.

"Заработать можно, но очереди нет"

Судя по количеству вызовов за год, томичи часто, несмотря на легенды о сибирском здоровье, нуждаются в экстренной медпомощи. То есть работы у персонала "скорой" много. А как она оплачивается? Николай Валерьевич назвал такие цифры: в среднем зарплата врача за прошлый год составила 26 тысяч рублей, фельдшера - 17 тысяч, водителя - 20 тысяч. Вроде бы по сравнению с зарплатами в поликлиниках и больницах очень неплохо. Но надо учесть, что в "скорой" люди получают за стаж, за вредные условия работы.

Например, норма рабочего времени на февраль - 145,3 часа. Это примерно 6-7 суток работы в месяц - сутки через трое. Большинство сотрудников берут полторы ставки, тогда придется работать сутки через двое. Есть и те, кто дежурит сутки через сутки - это, по сути, работа на износ. И потому, несмотря на относительно неплохой по нынешним временам заработок, в очередь на "скорую" врачи и фельдшеры не стоят.

В августе мэрия подписала соглашение с СибГМУ о подготовке специалистов для "скорой". В феврале здесь уже ожидают трех молодых специалистов, в июне - пополнение из числа интернов. Кстати, мэр Томска Николай Николайчук подписал постановление о доплате молодым специалистам "скорой" по 2,5 тысячи рублей ежемесячно в течение трех лет.

Смотрите также: