Беда, когда дольщик вложил деньги, а в итоге - ни денег, ни жилья. Но не многим лучше ситуация, когда квартира получена, а жить в ней невозможно. Именно в таком положении оказались жильцы дома по ул. Партизанской, 25/1, который был введен в эксплуатацию три года назад.
Вдали
от комфорта
Вместе с членами специально созданной комиссии поднимаемся по этажам, заходим в квартиры. Специалисты замеряют температуру стен и пола в комнате и ванной. И ситуация везде приблизительно одинакова: температура в угловых комнатах не поднимается выше четырнадцати градусов. Даже без всяких замеров ощущается пронизывающий сквозняк от стены и ледяной холод пола.
Один из жильцов - Юрий нарастил батареи в своей квартире, но, как оказалось, это не решило всей проблемы. Вот - оконный профиль разошелся, видите щели?! - показывает Юрий.
Другая семья, живущая этажом выше, попросту опасается купать своего грудного ребенка. Термометр в ванной показывает 11 градусов.
Поднимаемся на десятый этаж. Здесь ситуация еще наглядней.
- Сейчас еще ничего, - рассказывает хозяин квартиры. - Вот в прошлом году в ванной трубы перемерзали.
Откуда промерзание?
Все жильцы дома считают, что причина очевидна: при строительстве внешнюю стену десятиэтажки попросту не утеплили. Остается загадкой, как такое могли допустить в Сибири, где задача теплосбережения является одной из первостепенных.
Проектировал дом ТГАСУ. Это его вклад в совместное строительство с ЖСК "Жемчужина". По условиям договора университет готовит разрешительную и проектно-сметную документацию, выступает заказчиком строительства бизнес-инкубатора, а ЖСК "Жемчужина" является заказчиком на строительство жилой части здания и вводит его в эксплуатацию. Что, собственно, и было сделано. В акте приема-передачи председатель правления ЖСК "Жемчужина" Нина Гладырь и председатель ТСЖ "Жемчужина", на баланс которого и было предано здание, Константин Фомин, удостоверяют, что "ТСЖ "Жемчужина" не имеет претензий по сроку передачи и качественному состоянию принимаемого жилого дома". Откуда же тогда появилось "промерзание"?
А оно, как можно предположить, было заложено еще в проекте. Вот что отвечает ректор ТГАСУ Михаил Слободской. "Утепление торцевой стороны толщиной 770 мм по оси не предусмотрено. Исходя из вышеизложенного - все претензии к ЖСК "Жемчужина". Иными словами, разбирайтесь с ЖСК.
Справедливости ради надо сказать, что ясность относительно ответственности вносит председатель комитета строительного надзора городской администрации Владимир Шад-
рин. "В соответствии с постановлением мэра заказчиком по строительству 10-этажного дома считать ТГАСУ и ЖСК "Жемчужина". Но что с того? Следуя логике проектировщиков, отсутствие "утепления торцевой стороны" еще не означает, что дом должен промерзать.
Примерно такой вывод следует из ответа "Томскгосэкспертизы": "расчетный удельный расход тепловой энергии на отопление здания соответствует нормативным требованиям СНиПа "Тепловая защита зданий". То есть, получается, все о.кей... А люди мерзнут.
Претензии они предъявляют председателю ЖСК "Жемчужина" Нине Гладырь, которая и была ответственна за передачу квартир нынешним жильцам. И настаивают на том, чтобы именно от имени кооператива она ходатайствовала об устранении недоделок. Но у нее свои аргументы:
- Я вообще не смотрела, есть ли там, в проекте здания, утеплитель, - признается Нина Васильевна.- К тому же я передала свою ответственность управляющей компании. А если и есть в доме какие-то строительные недочеты, то каждый пайщик должен самостоятельно отстаивать свои права.
Такие попытки уже были. Но успеха не принесли... Хотя. По мнению специалиста в области гражданского права Дениса Вяземского, "заказчик в праве потребовать у подрядчика безвозмездного устранения недоработок и дефектов, допущенных в ходе строительства". Но надо, чтобы заказчик этого захотел. А если он не хочет, значит, есть причина? Не в том ли она, что двое из пяти членов правления ЖСК сами и являются сотрудниками строительных организаций, осуществивших постройку этого дома.