В процессе споров, каким должен быть учитель в современной школе, появился современный стандарт в образовании, где говорится о непрерывности и взаимодействии урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Преподаватель лицея N 7 Валентина Владимировна Осипенко уже давно воплотила эти требования в своей работе.
Лицей - очередной этап
- Как вы пришли к преподавательской деятельности?
- Во-первых, я училась в очень хорошей школе, у нас было необыкновенное уважение к учителю. А вообще мечтала стать профессиональным путешественником! Однако понимала, что необходимы знания - прежде всего исторические, чтобы интереснее было путешествовать. Но я человек общительный, мне нужна была компания, поэтому я десять лет работала на станции юных туристов. Но потом осознала, что частые отлучки могут пагубно сказаться на семье, и ушла в школу, где раньше проходила педагогическую практику. А затем пришла в лицей N 7, ведь здесь есть возможность все совмещать: учить детей истории и ходить с ними в походы.
- Каким, по-вашему, должен быть современный учитель?
- Это профессионал, способный непрерывно учиться, и человек, любящий детей, - вот качества, без которых нельзя запускать педагога в школу. Ведь работа учителя - не только до двух часов дня, она происходит постоянно: классные часы, вечера, походы в кино, на выставки, путешествия. Для ребенка школа - это этап, учитель должен проживать ее рядом. Не удержаться в школе те, кто пришел только ради длинного отпуска. Сейчас получить знания можно различными способами - курсы, Интернет, книги. Но в школе человек получает нечто большее.
Общаться постоянно
- А что происходит после "двух часов"?
- Согласно новому стандарту, на уроки должно я отводиться только 50-60% занятости ученика. А я всегда считала, что внеурочная, внешкольная и учебная деятельность взаимосвязаны и практикую это уже много лет. Одну и ту же проблему рассматривала через урок и через внеурочную деятельность - это классные часы, клубы по интересам, проектная деятельность, участие во всевозможных программах, быть успешным в которых невозможно, если ты не углубился в суть вопроса, летние походы. Взять хотя бы тему Великой Отечественной войны. В школе мало часов отводится на это, несмотря на то место, которое война занимает в нашей истории. Те ребята, который побывали в лагере в Керчи, жили на том кусочке суши, куда высаживался десант. С воздуха девочки 46-го отдельного полка ночных бомбардировщиков сбрасывали письма, продовольствие. Побывав в музее, выслушав экскурсию, сидя на голом паркете, мы составили из этого мини-спектакль, который показывали и перед ветеранами, и на городских конкурсах, и перед школьниками, и перед родителями. Или, например, о писателе Александре Грине в школьной программе мало информации. Но когда шестьдесят человек одновременно побывали в его музее в Феодосии, а потом еще прошел конкурс "Мисс Ассоль и мистер Грей" и каждый получил в подарок книгу "Алые паруса"... Все это очень многое дает ребенку.
Главное - терпимость
- Какие ценности вы стараетесь воспитать в своих учениках?
- Прежде всего толерантность. Это находит отражение и в наших поездках, ведь приходилось жить и с местными на Алтае, и с украинцами. Чувство патриотизма, чувство ответственности друг за друга, дружба, которая держится годами, - все это рождается в совместных делах.
Роль учителя в современной школе - это режиссер. Режиссер урока, внеклассного мероприятия, который при этом выполняет работу, не видимую на поверхности. Если это получается, значит, дети успешны. Вот что самое главное.
Смотрите также:
- Сергей Езопихин, зам. председателя горизбиркома: "Строить свое благополучие мы начинаем со своего дома" →
- Нужна ли детям культура религий? →
- Книжное "золото" →